Учителя-дефектологи

На базе ГУО "Средняя школа №46 г. Витебска им. И.Х. Баграмяна" открыты 5 интегрированных класса полной наполняемости, 9 интегрированных классов неполной наполняемости, пункт коррекционно-педагогической помощи (ПКПП).

Безенова Наталья Леонидовна, учитель-дефектолог 1 квалификационной категории. Оказывает коррекционно-педагогическую помощь в ПКПП школы.

Гореликова Кристина Сергеевна, учитель-дефектолог 1 квалификационной категории. Оказывает коррекционно-педагогическую помощь в ПКПП школы.

Ларионова Людмила Сергеевна, учитель-дефектолог 1 квалификационной категории. Оказывает коррекционно-педагогическую помощь в классе интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости.

Ляхова Елена Андреевна, учитель-дефектолог 1 квалификационной категории. Оказывает коррекционно-педагогическую помощь в ПКПП школы.

Мацкевич Татьяна Алексеевна, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории. Оказывает коррекционно-педагогическую помощь в классе интегрированного (совместного) обучения и воспитания полной наполняемости.

Миляк Инга Владимировна, учитель-дефектолог 1 квалификационной категории. Оказывает коррекционно-педагогическую помощь в классе интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости.

Угрина Юлия Андреевна, учитель-дефектолог 1 квалификационной категории. Оказывает коррекционно-педагогическую помощь  в классе интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости.

Шурубнёва Ольга Александровна, учитель-дефектолог 1 квалификационной категории. Оказывает коррекционно-педагогическую помощь в ПКПП школы.

Шурухаева Ольга Александровна, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории. Оказывает коррекционно-педагогическую помощь в ПКПП школы.

Дубовик Лариса Юрьевна, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории. Оказывает коррекционно-педагогическую помощь в классе интегрированного (совместного) обучения и воспитания полной наполняемости.

Шлыкова Кристина Анатольевна, молодой специалист. Оказывает коррекционно-педагогическую помощь в классе интегрированного обучения и воспитания не полной наполняемости, а также в ПКПП школы.

 

II четверть 2023/2024 учебного года

Ф.И.О. День недели Время

Гореликова  Кристина Сергеевна

02.12.2023

9.00-13.00

Безенова Наталья Леонидовна 25.11.2023 8.00-12.00
Дубовик Лариса Юрьевна 23.12.2023   8.00-12.00

Мацкевич Татьяна Алексеевна, 

Ларионова Людмила Сергеевна

09.12.2023  8.00-12.00
Миляк Инга Владимировна 16.12.2023   8.00-12.00
Угрина Юлия Андреевна 30.12.2023  8.00-12.00
Шлыкова Кристина Анатольевна 18.11.2023   8.00-12.00
Шурухаева Ольга Александровна 11.11.2023   8.00-12.00

 

 

 

«Дети дождя»

31.03.2023
В международном календаре есть такая дата: 2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Этот день появился в связи  с обеспокоенностью высокой долей появления таких детей (с аутизмом рождается каждый 150-й ребёнок в мире), а также важностью ранней диагностики и помощи семьям детей, страдающих аутизмом.
развернуть

 

Аутизм – это особенность психического развития человека. Сегодня это нарушение принято называть «расстройством аутистического спектра» или РАС.

Ребёнок с РАС погружён в свой мир, оторван от реальности и не может адекватно на неё реагировать. Такие дети не выносят длительного прямого контакта «глаза в глаза», не адресуют кому-то конкретно улыбку. Равнодушно относятся к окружающим, но могут проявлять сверхчувствительность к определённым звукам, запахам, цветам, производить последовательные стереотипные действия или повторять однообразные слова, фразы. Незначительные изменения в окружающем их пространстве иногда вызывают вспышки агрессии. Для детей с РАС окружающий мир – это хаос из людей мест, событий, раздражителей, в котором они не могут разобраться. Это вызывает у них сильную тревожность и специфическое поведение. Не смотря на отсутствие видимой связи с окружающим миром, такие дети нуждаются в общении, хотят, чтобы их поняли, но не знают, как это сделать.

Малышей с РАС иногда называют «детьми дождя». Почему? Когда мы созерцаем дождь, хотим побыть наедине с самими собой. Дети с РАС «наедине»  почти всегда …

Появление в семье ребёнка с РАС не связано с возрастом, уровнем образования или национальностью родителей. Мальчиков с диагнозом РАС рождается больше, чем девочек. Если у одного близнеца диагностирован РАС, другой близнец имеет около 90% вероятность развития аутизма. Задача родителей – помочь своему особенному ребёнку установить контакт с окружающим миром.

Поэтому существуют несколько важных правил взаимодействия с аутичными детьми:

  • исходите из интересов ребёнка, не «давите» на него;
  • строго придерживайтесь определённого режима и ритма жизни ребёнка;
  • соблюдайте ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребёнка);
  • научитесь улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы, указывающие на дискомфорт ребёнка (это поможет предотвратить вспышки агрессии и аутоагрессии);
  • терпеливо объясняйте ребёнку смысл его деятельности, используя наглядную информацию (схемы, карточки и т.д.);
  • чётко структурируйте пространство, в котором живёт, учится, играет ребёнок (обязательно выделите место для «уголка уединения», где он может укрыться в моменты повышенной тревоги);
  • избегайте переутомления ребёнка.

Известно, что аутизм имеет различные формы и виды, одним из которых является савантизм – соединение умственной отсталости и невероятной гениальности. Современными учёными установлено, что мозг савантов работает особым образом: так называемая «зона гениальности», которая у большинства людей просто неактивна, у савантов никогда не «засыпает». Эти люди способны в уме за секунды вымерять сложнейшие расстояния и высчитывать результаты математических уравнений, не зная, как пользоваться линейкой или калькулятором. Они рисуют потрясающие картины маслом, никогда не посещая уроки живописи. Например, программист из США Сара Миллер способна «выловить» ошибку, бросив один взгляд на программный код. У многих выдающихся личностей наблюдались те или иные проявления аутизма. Самые известные из них: художник Винсент Ван Гог, композитор Вольфганг Амадей Моцарт, физик-теоретик Альберт Эйнштейн, основатель Microsoft и миллиардер Билл Гейтс и др.

Особая поддержка и понимание людям с РАС необходима также и со стороны общества. 2 апреля мы можем поддержать их, приняв участие в акции «Зажги синим!» Для этого достаточно одеть что-нибудь голубого цвета, сделать фото и опубликовать в соцсетях, подсветить фото профиля голубым цветом, распространить информацию про РАС, поддержать организации, помогающие людям с аутизмом.

 

свернуть

Праздники

Первая среда октября – Международный день ДЦП

14 ноября – Международный день логопеда

16 ноября - День толератности (Международный день, посвящённый терпимости)

20 ноября – Всемирный день ребенка

3 декабря – Международный день инвалида

17 февраля – День спонтанного проявления доброты

1 марта – Ноль дискриминации

20 марта – Всемирный день социальной справедливости

20 марта – Международный день счастья

21 марта – Международный день человека с синдромом Дауна

1 апреля – Международный день смеха

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

7 апреля – Всемирный день здоровья

5 мая – Международный день борьбы за права инвалидов

21 мая – Международный день ЮНЕСКО за культурное развитие

1 июня – Международный день защиты детей

свернуть

Специфика работы учителя-дефектолога в пункте коррекционно-педагогической помощи

В школьный пункт коррекционно-педагогической помощи зачисляются как дети с нарушениями устной речи, так и обучающиеся, имеющие нарушения в развитии письменной речи.

Нарушения письма (дисграфия) у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии, ведь нарушения письма являются одной из самых распространенных форм речевой патологии у младших школьников. Нарушения письма оказывает влияние на весь процесс обучения и речевое развитие детей так и в формировании ряда функций неречевого характера (процесса латерализации, пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухо - моторных координации). Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничения дисграфию от ошибок письма иного характера чрезвычайно важно для построения логопедической работы с детьми.

Систематическая специально организованная работа по развитию письменной речи младших школьников,  может формировать у учащихся все коммуникативно-речевые умения.

Основная задача школьного логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, что осложняет учебно-познавательную деятельность учащихся. Огромную роль в профилактике нарушений письменной речи играет совместная работа учителя-логопеда и учителя класса.

По мнению многих авторов обусловлена условиями жизни и обучения ребенка. Поэтому возникновение в последние годы тенденцию к увеличению расстройств письменной речи у детей, можно остановить с помощью применения педагогических методов. Педагогика, логопедия, медицина должны в совокупности обеспечить необходимую коррекционную базу для профилактики и исправления речевых ошибок на письме у младших школьников общеобразовательных школ.

В идеале профилактической работы с детьми должны заниматься до их поступления в первый класс, но в ходе сложившейся обстановке в нашей стране на данный момент далеко не все дети имеют возможность посещать детские сады, в связи с их нехваткой. Родители зачастую не обладают соответствующими знаниями, поэтому тяжесть предотвращения дисграфии   часто ложится на плечи школьного логопеда.

Благодаря коррекционной работе на школьном  логопункте возможно достичь положительной динамики в коррекции дисграфии у учащихся младших классов.

Логопедический пункт в общеобразовательном учреждении создаётся в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). При правильной организации и проведении коррекционной работы учитель-дефектолог помогает таким детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и на ровне с другими учениками овладевать школьными знаниями.

Основными задачами логопедического пункта являются:

  • коррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся;
  • своевременное предупреждение  и преодоление трудностей в  освоении обучающимися общеобразовательных программ;
  • разъяснение сути коррекционных занятий среди педагогов и  родителей обучающихся.

В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи различной степени выраженности; фонетико - фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения; нарушение чтения и письма, обусловленные недоразвитием лексико-грамматический или фонетико-фонематической сторон речи).

Занятия с обучающимися могут проводиться индивидуально, в подгрупповой или групповой форме. Занятия, как правило,  проводятся во внеурочное время. Периодичность и продолжительность занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Для достижения стойкого конечного результата в логопедической работе с младшими школьниками необходима тесная взаимосвязь учителя-дефектолога с родителями обучающихся. Для этого учитель - дефектолог оказывает консультативную помощь учителям и родителям учащихся, даёт им рекомендации.

Благодаря коррекционной работе на школьном пункте коррекционно-педагогической помощи возможно достичь положительной динамики в коррекции дисграфии у учащихся младших классов. При целенаправленном коррекционно-логопедическом воздействии симптоматика речевых нарушений сглаживается и исчезает, что способствует улучшению успеваемости детей.

Материал подготовила учитель-дефектолог Угрина Ю.А.

свернуть

Советы логопеда родителям будущих первоклассников

Скоро в школу! Седьмой год жизни - ответственный и трудный. Вы, конечно, беспокоитесь: справится ли ваш малыш со всеми трудностями. А это во многом зависит от вас. Подготовка к школе - это не только обучение грамоте или счёту. Это в первую очередь развитие речи вашего ребёнка. Чем лучше развита устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
развернуть

 

У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учёбе и привести к появлению специфических ошибок на уроках письма и чтения. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала обучения грамоте.

 

На что следует обратить внимание родителям будущих первоклассников?

  1. Состояние звукопроизношения.

Ребёнок к 6-7 годам должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке.

  1. Состояние фонематического восприятия.

Это значит, Ваш ребёнок должен уметь:

  • подбирать слова с определённым звуком;
  • выделять изучаемый звук в слове;
  • определять позицию этого звука в слове (начало, середина, конец);
  • определять сколько всего звуков в слове;
  • определять сколько слогов в слове, какой слог ударный;
  • составить звуковую схему слова;
  • уметь из звуков составить слово (м, а, к - мак);
  • уметь различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
  1. Состояние слоговой структуры слова

Шестилетний ребёнок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод, сковорода, милиционер, экскаватор и т.д.

  1. Состояние словарного запаса

 В  словаре  6-7-летнего  ребёнка  должно  быть  около  2000  слов,  причём  среди  них  представлены  все  части  речи.  Если  вы  хотите,  чтобы  речь  вашего  ребёнка  отвечала  возрастной  норме,  а  словарь  был  достаточно  богатым,  старайтесь,  во-первых,  сами  говорить  правильно,  во-вторых,  больше  времени  находить  для  общения  с  ребёнком, читать и обсуждать сказки, рассказы, стихи, их сюжет, поступки, чувства героев.

  1. Состояние грамматического строя речи.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь – дождик, клён-кленовый, строить-строитель, ехал-приехал), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый карандаш, жёлтое солнышко, жёлтая книга), управление (вышел из дома, рассказал о друге). Обязательно исправляйте ошибки, поправив ребёнка и повторив правильное слово.

  1. Состояние связной речи.

Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить сказку, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать сказку, рассказ по картинке или серии картинок и т. д. Когда ребёнок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам.

 

Также стоит быть особенно внимательным родителям:

- Если ребёнок левша.

- Если он – переученный правша.

- Если ваш ребёнок посещал логопедическую группу в детском саду.

- Если в семье говорят на двух и более языках.

- Если ребёнок слишком рано пошел в школу.

- Если у ребёнка есть проблемы с памятью, вниманием.

Если имеются проблемы – не огорчайтесь, в школе есть специалисты, которые помогут Вам и вашему ребёнку, главное - своевременно обратиться за помощью. Не теряйте времени даром, не ожидайте, что «это само пройдёт».

 

Зачисление ребёнка в пункт коррекционной педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом (логопедом) осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи и на основании следующих документов:

  • заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР);
  • заявление законного представителя ребёнка.

Занятия в ПКПП начинаются с 16 сентября.

 

Список  принадлежностей на весь год:

- тетрадь в крупную  клетку – для 1 класса, в мелкую клетку - для 2-3 классов (2 шт.);

- тетрадь в косую линейку - для 1 класса, в линейку – для 2-3 классов (2 шт.);

- шариковая ручка (1 шт.);

- простой карандаш (1 шт.), цветные карандаши;

- линейка 15-20 см (1 шт.);

- ластик (1 шт.);

- клей - карандаш (1 шт.);

- папка с кнопкой для хранения принадлежностей;

- лист А4 (20 шт.);

- файл (10 шт.);

- ватные палочки и салфетки для звукопостановки – для 1 классов.

Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем лучше будет его результат.

В настоящее время на полках книжных магазинов представлено большое количество популярной литературы по развитию речи и коррекции речевых недостатков. Чтобы помочь заботливым родителям сориентироваться в таком многообразии, мы рекомендуем книги и пособия, созданные специалистами для домашних занятий с ребёнком.

 

Рекомендованная литература для родителей:

  • Анисимова Т.Б. Подготовка детей к школе. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
  • Большаков С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  • Зарин А.А, Тулина Л.Л. Рисуем по клеткам. – СПб.: КАРО, 2007.
  • Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Энциклопедия логопедических игр. СПб.: КАРО, 2004.
  • Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: ЛИТЕРА, 2005.
  • Кирьянова Р.А. Игры со словами для развития речи. – СПб.: КАРО, 2010.

В заключение необходимо добавить самое главное: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребёнком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием. Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребёнка в школе.

Успехов вам на пути к школьной жизни!

 

Учителя-дефектологи

Шурухаева О. А., Безенова Н. Л.

 

 

 

свернуть

Международный день человека с синдромом Дауна

Международный день человека с синдромом Дауна отмечается 21 марта по инициативе правлений Европейской и Всемирной ассоциаций «Даун-синдром» с 2006 года.
развернуть

 

Дата (21.03) была выбрана не случайно. Число 21 символизирует 21-ую пару хромосом, а цифра 3 говорит о том, что в этой паре присутствует не две, а три хромосомы. Такой генетический код обозначает особое генетическое состояние человека – наличие у него синдрома Дауна. Во всем мире в этот день проводятся культурные мероприятия, круглые столы, конференции, посвященные людям с синдромом Дауна.

В предверии этого дня в 3 «Г» классе нашей школы под руководством классного руководителя Махловой И. В. прошел классный час «Солнечные дети». Цель мероприятия в  формировании представления о здоровье как ценности человеческой жизни.

Для привлечения внимания к Международному дню человека с синдромом Дауна, мы  приняли участие в международном флешмобе LotsofSoks. Цель - обратить внимание общества на проблемы людей с синдромом Дауна. Всем желающим в этот день предлагалось надеть разноцветные носки и почувствовать себя не таким, как все, понять, что значит жить под пристальными и часто недобрыми взглядами окружающих. Расскажите друзьям и близким о важности Всемирного дня людей с синдромом Дауна и попросите их последовать нашему примеру!

свернуть

Толерантность

Международный день, посвящённый терпимости — ежегодно отмечается 16 ноября. Этот Международный день был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. Декларация была утверждена в 1995 году на 28-й Генеральной конференции ЮНЕСКО (резолюция № 5.61).

Декларация рассматривает угрозы человечеству, которые несёт нетерпимость, предлагает методы и программы борьбы с нетерпимостью.

Что же такое толерантность?

Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.

Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Актуальность проблемы воспитания в детях  толерантности  в современном мире налицо. Сегодня часто в детской среде мы встречаемся с недоброжелательностью, озлобленностью, агрессивностью. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью.

Проблема воспитания толерантности актуальна в период школьного обучения. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между  детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. 

Именно в школьном возрасте важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.

Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий "толерантность" и "толерантная личность". Необходимо развивать такие ее составляющие, как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, милосердие, сострадание, уважение и терпимость к старшим, физически и психически больным людям; понимание сути  отличности от других.

Из всего этого следует, что воспитание толерантности – это, прежде всего воспитание и коррекция внутренних качеств ребёнка, развитие их души, коррекция нравственных представлений. Приоритетными направлениями являются личностное развитие, основы социализации и общения: становление личностной позиции “ Я – сам”, “Я – другие”, воспитание ответственности за свои поступки, формирование сочувствия к другим, развитие умения оказывать поддержку, принимать помощь другого, адекватно реагировать на попытку вступить в контакт. Именно через эти направления красной нитью проходит воспитание в духе толерантности.

 

Педагог-дефектолог  Шурубнева О. А.

свернуть

День «Ноль дискриминации»

Дискриминация – это «ущемление» «Дискриминация – это нарушение прав человека, и она не должна игнорироваться. У всех должна быть возможность прожить жизнь в уважении и с достоинством». 8-й Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун
развернуть

День «Ноль дискриминации» (Zero Discrimination Day) отмечается ежегодно 1 марта по решению ООН с 2014 года. Инициатором учреждения Дня борьбы с дискриминацией выступили руководители ЮНЭЙДС – Объединенной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИД.

Дискриминация – это «ущемление». В современном понятии это слово используется для обозначения ущемления человека в правах по различным признакам (социальным, религиозным, расовым, национальным, половым и др.) и может осуществляться разными путями. Об этом свидетельствует исторический опыт, через который прошли абсолютно все современные государства. Их градация варьируется от банального несправедливого отношения к оскорблению и ограничению в правах даже на государственном уровне.

Если дискриминация, культивируемая отдельными государствами в отношении определённых категорий своих граждан, всё-таки поддаётся регулированию со стороны международного права и международных организаций, то дискриминация на бытовом уровне ещё сильна, и контролировать до конца её проявления не могут даже в развитых демократических странах.

Поэтому учредители новой даты изначально пытались привлечь внимание к проблемам людей с ВИЧ и СПИД. И речь тогда шла не только о проблемах лечения или поиска медикаментов для спасения больных, но и о том, что незнание окружающими симптомов, особенностей этой болезни, порождали животный страх здоровых перед больными. И этот страх трансформировался в особое, нездоровое отношение к больным с ВИЧ и СПИД, которое проявляется в брезгливости, попытке изолировать инфицированных людей, делая их изгоями. Все это ограничивает доступ больных к медицинскому обслуживанию и негативно сказывается на их лечении.

К сожалению, дискриминация продолжает влиять на жизни миллионов людей по всему миру. Лозунг «Протяни руку помощи!» как нельзя лучше показывает цели и задачи тех, кому небезразлична сегодняшняя дата, а значит и судьбы других людей.

Новый праздник призывает современное общество терпимо относиться к другим людям, независимо от их расовой, национальной, религиозной, половой, возрастной принадлежности, принадлежности к той или иной социальной группе, независимо от их политических и иных взглядов и убеждений. Он напоминает о праве каждого на полноценную жизнь с достоинством. Поэтому задача Дня – «абсолют» для тех, кто учреждал этот праздник, и для тех, кто искренне участвует в реализации проектов в его рамках – достижение того состояния общества, когда дискриминация внутри него будет сведена к нулю, то есть исчезнет совсем.

Ежегодно 1 марта, начиная с 2014 года, вопрос борьбы с дискриминацией поднимается в ООН, на заседаниях и форумах в рамках программы ЮНЭЙДС. Активисты продвигают идеи и мероприятия, направленные на то, чтобы достигнуть положения «ноль дискриминации», используя социальные сети. В поддержку кампании по борьбе с ущемлением прав человека включаются правительства отдельных государств, а в некоторых странах и представители бизнеса. По всему миру проводятся концерты, фотовыставки, кинопоказы, семинары, тематика которых связана с проблемами дискриминации, в том числе и дискриминации в отношении людей, больных ВИЧ и СПИД.

свернуть

Аутизм

2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day) отмечается ежегодно 2 апреля, начиная с 2008 года, установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН № A/RES/62/139 от 18 декабря 2007 года.

Цель этой даты - подчеркнуть необходимость помогать людям, страдающим неизлечимым заболеванием, повышать уровень их жизни. Численность детей, страдающих аутизмом, высока во всех регионах мира и имеет громадные последствия для детей, семей и общества.

Аутизм - психическое расстройство, которое возникает в результате нарушений развития головного мозга, характеризуется дефицитом социального контакта и общения, ограниченными интересами и однотипными, повторяющимися действиями. Это заболевание проявляется в трехлетнем возрасте.

Детский аутизм является особым видом отклонения в психическом развитии.

На сегодняшний день аутизм, наверное, смело можно назвать одним из самых «странных» психических расстройств в детском возрасте. И не только потому, что таких детей часто называют «странными», а еще и потому что до сих пор неизвестно, что является причиной его возникновения и что именно нарушается у такого ребенка. Существуют разные теории, но, ни одна из них не может целиком и полностью объяснить природу данного расстройства. Аутизм на сегодняшний день не излечим.
 

свернуть

Дети солнца

         

"Дети солнца" – так называют людей с синдромом Дауна. Они очень добрые, ласковые и терпеливые. Многие родители, воспитывающие таких детей, утверждают, что дети не страдают от своего состояния. Они растут весёлыми и счастливыми, никогда не лгут, не испытывают ненависти, умеют прощать.

Синдром Дауна – самая распространённая хромосомная патология. Она возникает, когда в результате случайной мутации в 21-й паре появляется ещё одна хромосома. Неслучайно 21 марта отмечается Международный день человека с синдромом Дауна. Она вошла в календарь в 2006 году. Один ребёнок с таким синдромом появляется на каждые 600-800 новорожденных. Мальчики и девочки с синдромом Дауна рождаются с одинаковой частотой. Лишняя хромосома у них не болезнь, а особенность.

Впервые синдром описал в 1866 году британский врач Джон Лэнгдон Даун. Учёный заметил, что лишняя хромосома вызывает у людей характерные симптомы: плоская переносица, монголоидный разрез глаз, уплощённое лицо и затылок, а также интеллектуальная недостаточность, сниженная сопротивляемость к инфекциям, врождённые пороки сердца, вследствие чего ребёнок медленнее развивается. Таким малышам труднее учиться. И все же, большинство детей с синдромом Дауна может делать то, что умеют делать другие дети.

Подавляющее большинство детей с синдромом Дауна может научиться ходить, есть, одеваться, говорить, играть, заниматься спортом. Несколько десятилетий назад считалось, что такие дети обуза для родителей и нагрузка для общества. Их изолировали в специальные интернаты, где развитие практически останавливалось. В настоящее время нет никаких сомнений в том, что дети с синдромом Дауна обучаемы. Как у любого из нас, у человека с синдромом Дауна есть свои сильные и слабые стороны, привычки и предпочтения, увлечения и интересы.

Несомненно и то, что дети с синдромом Дауна гораздо лучше реализуют свой потенциал, если живут дома, в атмосфере любви. Если у них есть возможность заниматься по программам ранней помощи и получать качественное медицинское сопровождение, ходить в детский сад и в школу, дружить со сверстниками и комфортно чувствовать себя в обществе. Если родители с первых месяцев занимаются развитием ребёнка с использованием специальных обучающих программ, то это позволяет маленькому человеку превратиться в полноценную личность: жить самостоятельно, получить профессию, создать семью. Как правило, люди с синдромом Дауна могут получить среднее образование и работу. Есть потрясающие примеры того, как люди с синдромом Дауна становятся художниками, адвокатами, актёрами, моделями, спортсменами, общественными деятелями, доказав, что их особенности – не приговор, а новые возможности.

Нет каких-то важных и значимых отличий в общем ходе развития ребёнка с синдромом Дауна. Темп развития может быть ниже, но порядок этапов развития тот же, что и у обычных детей. Детям с синдромом Дауна для усвоения того или иного навыка необходимо большее количество повторений. Процесс обучения должен идти постепенно и регулярно, его необходимо разбивать на маленькие шаги. Роль  родителей  в  процессе  развития  ребёнка с  синдромом  Дауна  очень  велика,  поскольку  именно  им  предстоит  ежедневно осуществлять необходимое содействие усвоению ребёнком новых навыков и их отработке в ходе повседневной жизни. Для  того,  чтобы  подрастая,  он  постепенно  готовился  к  самостоятельной  жизни,  во  всем  мире  сейчас  используется  так называемый компетентностный подход к развитию ребенка, согласно которому важно не просто усвоение необходимых умений  и  навыков,  но  и  постепенное  обучение  их  использованию  в  самых  различных  социальных  ситуациях. Таким образом, программы обучения  детей с синдромом Дауна  направлены на развитие у ребёнка моторных навыков, речи, коммуникативных способностей и навыков по уходу за собой.

На сегодняшний день установлено две причины возникновения синдрома Дауна. Первая – это возраст матери, причем, чем старше становится женщина, тем выше риск рождения ребенка с данной патологией (после 30 лет он составляет 1:1000, а после 42 лет - 1:60). Не отрицается и значение возраста отца (фактор риска – мужчины старше 45 лет).

Другой, более редкой, причиной является наследственность. Становится понятным, что определенное значение имеют и близкородственные браки, а также наличие в семье родственника с синдромом Дауна.

От развития у ребёнка синдрома Дауна не застрахована ни одна семья. Это происходит независимо от образа жизни родителей, их здоровья, привычек и образования. Надежных методов профилактики этого нарушения нет. Единственное, что можно порекомендовать – своевременное генетическое консультирование.

Нужно понимать, что в рождении ребёнка с синдром Дауна родители не виноваты. Это всего лишь случайность, ошибка в геноме. Она приводит в наш мир солнечных, необыкновенных детей – добрых, наивных, очень доверчивых, всегда открытых и улыбающихся. В силу своих особенностей такие люди до конца жизни остаются детьми, которые нуждаются в помощи, любви и понимании.

 

Педагог-дефектолог Шурухаева О. А.

свернуть

Всемирный день ребенка

Накануне Всемирного дня ребенка, который отмечается 20 ноября, в группе продленного дня прошел праздник «101 история про плюшевого мишку».

В веселой игровой форме воспитатель группы Костючкова Инна Станиславовна рассказала ребятам об истории возникновения мягких игрушек, о том, что плюшевый медведь самая популярная игрушка во всем мире. С большим интересом ребята приняли участие в викторинах: угадай мелодию, узнай мишку по портрету, разгадай сказочный микст, перевертыши.

Настоящим сюрпризом стало появление костюмированного мишки, который угостил ребят конфетами.

Библиотекари школы подготовили для ребят выставку «Все про медведя».

Хорошее настроение и положительные эмоции надолго остались с ребятами.

свернуть

Мир наощупь

Зрение – это то, что каждый из нас воспринимает как должное. И это одна из тех вещей, которые человек до конца не ценит, пока не потеряет.

Из всех людей с нарушениями зрения, согласно статистике ВОЗ, лишь 15 % полностью слепы. Остальные теряют зрение частично и могут воспринимать цвет, свет или форму, а иногда даже размытые очертания определенных предметов.

Слепые растут, ходят в школу и живут всю дальнейшую жизнь среди зрячих людей. Язык, на котором мы разговариваем, литература, которую мы читаем, архитектура, внутри которой мы живем, – все это было придумано и создано зрячими и для зрячих. Как же слепые адаптируются в нашем мире, а иногда становятся и достаточно успешными людьми?

Секрет прост – они научились жить и использовать различным образом свои сохранные чувства, лежащие вне сферы визуального.

  • Слепые воспринимают цвета своим уникальным способом. Они относятся к цвету через ассоциации с предметами (например, огонь – желтый или небо – голубое) или с формами энергии (синий – холодный, белый – замороженный, красный – горячий).
  • При ориентации в малом (так называемом, рабочем) пространстве ведущую роль выполняет осязание. Обследуя объекты, находящиеся в пределах зоны действия рук, слепой получает представление об их форме, текстуре и температуре поверхности, способах передвижения предмета в пространстве и т.д. 
  • Для восприятия большого пространства слепые используют слух. В популярной культуре слепые люди часто описываются как особенно остро слышащие, но это не всегда так. Незрячие люди просто слышат больше, и запоминают специфические последовательности звуков, чтобы ориентироваться в мире. Тем не менее, некоторые из них развивают нечто похожее на способность к процессу эхолокации, с помощью которого звуковые волны используются, чтобы определить расположение и размер объектов в пределах определенной области. Слепые либо щёлкают пальцами, либо цокают языком, чтобы посылать звуковые волны к объектам. 
  • В процессе ориентировки слепые довольно часто используют обоняние. Так же, как и слух, оно может на расстоянии сигнализировать о наличии того или иного объекта, а также о местонахождении объектов, обладающих специфическими запахами.
  • Еще одним инструментом при ориентации слепых в пространстве является так называемое ощущение препятствия – абсолютно слепые люди способны на расстоянии ощущать наличие неподвижного, не издающего звука предмета (дерево, стена и т.п.).
  • Слепым снятся сны.

Сны слепого человека связаны с повседневной жизнью – с богатой смесью сенсорных сигналов. Им снятся запахи, осязательные и слуховые ощущения. 

  • Белая трость — это символ незрячих людей. Это их инструмент, "глаза". Звук от удара тростью о тротуар или дрогу позволяет незрячему услышать окружающее пространство и ощутить "высокие" препятствия (например, дома, деревья), скольжение трости по поверхности дороги – определить наличие "низких" (бордюров, ступенек, люков, ям). Современные варианты белой трости могут включать в себя устройство для GPS-навигации. 
  • Не всем незрячим нужна трость – некоторые обходятся помощью специально натренированной собаки-поводыря. Собаки следят за правым плечом владельца для защиты от столкновений. Если слепой человек боится собак или имеет аллергию на шерсть, за рубежом ему в поводыри выдают пони.             
  • Обучение слепых осуществляется в специализированных школах и интернатах.

Для чтения слепые используют рельефный шрифт Брайля.

 

Помощь слепым людям на уровне  государства осуществляется через специально организованное пространство улиц. Оно включает в себя следующее:

- рельефное мощение улиц (использование тактильной плитки на тротуарах, остановках, у светофора, перед ступенями, возле переходов и на перекрестках. Она бывает двух видов: предупреждающей и направляющей. Направляющая плитка имеет рельефные полоски, предупреждающая – точки);

- светофоры с дублированием сигнала звуком;

- барьеры;

- окрашивание начала и окончания ступеней, дорожек для слепых, тактильной плитки в жёлтый цвет;

- дублирование надписей шрифтом Брайля;

- на радиальных линиях московского метро при движении к центру станции объявляются мужскими голосами, а при движении от центра — женскими. Это сделано для ориентации проезда слепых граждан.

 

Даже если в вашем окружении нет слепых, жизнь может столкнуть вас с таким человеком. Чтобы не возникало неловких ситуаций, и общение с незрячими не казалось вам затруднительным, предлагаем некоторые  правила взаимодействия с такими людьми. Эти правила были созданы, в том числе, при участии самих незрячих.

  • Знакомство с незрячим человеком.

Знакомясь с незрячими людьми, представьтесь. Дайте понять собеседнику, что вы рядом, пожав ему руку. Будьте доброжелательны и приветливы. Ни в коем случае не высказывайте ему своего сочувствия, слепые не нуждаются в жалости.

  • Встреча и общение.

При встрече обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь. Обязательно предупреждайте вслух, когда Вы отходите в сторону (даже, если отходите ненадолго).

  • Оказание помощи.

Слепые люди гораздо лучше ориентируются в пространстве, чем кажется на первый взгляд, поэтому не обижайтесь, если вашу помощь отклонили. Если они будут нуждаться в ней, то сами попросят об этом.

Помощь им может понадобиться только для ознакомления с новой местностью или освоения новых приборов. Нежелательная и лишняя помощь – это то, что может заставить их почувствовать себя неполноценными.

Не стесняйтесь спрашивать  у самих незрячих,  как правильно им помочь. Если Вы не поняли — переспросите. 

  • При переходе улицы.

Сообщите слепому, что переведете его через улицу. Возьмите за руку и осторожно ведите, предупреждая о подъемах, спусках, ступенях, тротуаре. При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.

  • Не отнимайте трость человека, это предмет его личного пространства.
  • Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник.
  • Употребление некоторых слов.

Вполне нормально в общении с незрячим употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать. Не стоит говорить «пощупайте» или «потрогайте» вместо «посмотрите».

  • Большинство незрячих не стыдятся своей слепоты.

Они  воспринимают её как сложную задачу, а не как ограниченность. Любят узнавать новое, создают семьи, учатся, занимаются спортом. Для них слепота не причина не наслаждаться жизнью! Мир зрячих для них открыт и интересен.

 

                                                                                     Учитель-дефектолог  Шурухаева О.А.

 

 

свернуть

День спонтанного проявления доброты

«Милосердие» и «отзывчивость» - не просто слова, а смысл жизни
развернуть

День спонтанного проявления доброты (Random Acts of Kindness Day), отмечаемый по всему миру ежегодно 17 февраля, — одна из недавних инициатив международных благотворительных организаций.

Этот праздник ведет свою историю из США, но сегодня уже имеет общемировое значение и празднуется вне зависимости от гражданства, национальности и религиозных убеждений. Наиболее известен он в странах Западной Европы и в США, где в этот День во многих городах традиционно проходят благотворительные мероприятия и марафоны, в которых принимают участие известные актеры, общественные и политические деятели.

В Беларуси этот праздник пока еще мало известен, хотя ряд компаний организуют к данному дню различные благотворительные мероприятия. Главное в этот день, как призывают организаторы, нужно стараться быть добрым ко всем. Причем не просто добрым, а добрым безгранично и бескорыстно.

Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие. Помните, если человек ожидает благодарности за свою доброту, это не может считаться истинной добротой. Вы не должны рассчитывать на то, что станете свидетелем радости других и услышите их похвалу.

Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта.

Немногие в наше неспокойное время способны на такой «подвиг» — в состоянии усталости и раздражения от насущных забот мы все чаще равнодушно проходим мимо чужих проблем, пока они не коснутся нас самих.

Тогда мы ищем поддержку и участие у людей, для которых «бескорыстная помощь», «милосердие» и «отзывчивость» — не просто слова, а смысл жизни, ставший призванием.

свернуть