2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

02.04.2024
В международном календаре есть такая дата: 2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Этот день появился в связи  с обеспокоенностью высокой долей появления таких детей (с аутизмом рождается каждый 150-й ребёнок в мире), а также важностью ранней диагностики и помощи семьям детей, страдающих аутизмом.



Аутизм – это особенность психического развития человека. Сегодня это нарушение принято называть «расстройством аутистического спектра» или РАС.

Ребёнок с РАС погружён в свой мир, оторван от реальности и не может адекватно на неё реагировать. Такие дети не выносят длительного прямого контакта «глаза в глаза», не адресуют кому-то конкретно улыбку. Равнодушно относятся к окружающим, но могут проявлять сверхчувствительность к определённым звукам, запахам, цветам, производить последовательные стереотипные действия или повторять однообразные слова, фразы. Незначительные изменения в окружающем их пространстве иногда вызывают вспышки агрессии. Для детей с РАС окружающий мир – это хаос из людей мест, событий, раздражителей, в котором они не могут разобраться. Это вызывает у них сильную тревожность и специфическое поведение. Не смотря на отсутствие видимой связи с окружающим миром, такие дети нуждаются в общении, хотят, чтобы их поняли, но не знают, как это сделать.

Малышей с РАС иногда называют «детьми дождя». Почему? Когда мы созерцаем дождь, хотим побыть наедине с самими собой. Дети с РАС «наедине»  почти всегда …

Появление в семье ребёнка с РАС не связано с возрастом, уровнем образования или национальностью родителей. Мальчиков с диагнозом РАС рождается больше, чем девочек. Если у одного близнеца диагностирован РАС, другой близнец имеет около 90% вероятность развития аутизма. Задача родителей – помочь своему особенному ребёнку установить контакт с окружающим миром.

Поэтому существуют несколько важных правил взаимодействия с аутичными детьми:

исходите из интересов ребёнка, не «давите» на него;

строго придерживайтесь определённого режима и ритма жизни ребёнка;

соблюдайте ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребёнка);

научитесь улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы, указывающие на дискомфорт ребёнка (это поможет предотвратить вспышки агрессии и аутоагрессии);

терпеливо объясняйте ребёнку смысл его деятельности, используя наглядную информацию (схемы, карточки и т.д.);

чётко структурируйте пространство, в котором живёт, учится, играет ребёнок (обязательно выделите место для «уголка уединения», где он может укрыться в моменты повышенной тревоги);

избегайте переутомления ребёнка.

Известно, что аутизм имеет различные формы и виды, одним из которых является савантизм – соединение умственной отсталости и невероятной гениальности. Современными учёными установлено, что мозг савантов работает особым образом: так называемая «зона гениальности», которая у большинства людей просто неактивна, у савантов никогда не «засыпает». Эти люди способны в уме за секунды вымерять сложнейшие расстояния и высчитывать результаты математических уравнений, не зная, как пользоваться линейкой или калькулятором. Они рисуют потрясающие картины маслом, никогда не посещая уроки живописи. Например, программист из США Сара Миллер способна «выловить» ошибку, бросив один взгляд на программный код. У многих выдающихся личностей наблюдались те или иные проявления аутизма. Самые известные из них: художник Винсент Ван Гог, композитор Вольфганг Амадей Моцарт, физик-теоретик Альберт Эйнштейн, основатель Microsoft и миллиардер Билл Гейтс и др.

Особая поддержка и понимание людям с РАС необходима также и со стороны общества. 2 апреля мы можем поддержать их, приняв участие в акции «Зажги синим!» Для этого достаточно одеть что-нибудь голубого цвета, сделать фото и опубликовать в соцсетях, подсветить фото профиля голубым цветом, распространить информацию про РАС, поддержать организации, помогающие людям с аутизмом.