Родительский универститет

Положение о работе клуба «Родительский университет «ШАР (школа активного родителя)»

Интерактивный плакат "Наша школа"

Как делать уроки с младшим школьником?

Тревожные маркеры в поведении подростка. Как вести себя родителям?

Подросток не слушается. Что делать?

Памятка для родителей подростков «Что не надо делать родителям?»

Советы для родителей по профилактике подросткового суицида

Памятка для родителей старшеклассников «Как помочь ребенку выбрать профессию?»

Увлечение или интернет-зависимость?

Рекомендации родителям по профилактике суицида

Обращение к родительской общественности

 

 

«Жизнь – это то, что люди больше всего

стремятся сохранить и меньше всего берегут»

ЛАБРЮЙЕР

 

 

Уважаемые Родители!

Задумайтесь, часто ли вы улыбаетесь своему ребенку, говорите с ним о его делах, искренне интересуетесь взаимоотношениями с друзьями, одноклассниками, чувствами и переживаниями своего ребенка, являетесь ли Вы для него тем человеком, с которым захочется поговорить о проблемах, поделиться радостью…

Об этом не принято говорить вслух, мы сознательно избегаем этой темы, мы считаем, что мы хорошие родители, и никто нам не должен указывать, как воспитывать своего ребенка. Но почему-то в этом бешеном ритме жизни, мы забываем, что у наших детей есть свой мир, они еще воспринимают жизнь по-другому, иначе, чем мы – взрослые. И то, что кажется нам вполне естественным, наших детей может спровоцировать к необдуманным поступкам, угрожающим их жизни и здоровью, калечащим судьбу.

Появляясь на свет, наши дети абсолютно беззащитны. Мы – родители, являемся опорой и проводником наших детей в жизни. Мы мечтаем видеть своего ребёнка счастливым, здоровым, мечтаем, чтобы он стал в жизни настоящим человеком, а впереди его ожидала счастливая и успешная жизнь, чтобы он был опорой нам, родителям, при необходимости, в старости. Об этом мечтает каждый родитель.

А каждый ли из нас выполняет свои родительские функции, заботясь, даря внимание и душевную теплоту, находя «общий язык» и выстраивая доверительные отношения с детьми?

От нас родителей в первую очередь зависит то, какими ценностями руководствуется наш ребенок, юный гражданин нашего общества, каким он вырастет человеком, и что передаст будущим поколениям. Участие родителей очень важно в жизни каждого ребёнка, особенно в период, когда в жизни подростка появляются проблемы различного характера.

Равнодушное отношение к ребенку, отсутствие ласки и любви со стороны нас, родителей, имеют самые печальные последствия. Ребёнок замыкается в себе, перестает проявлять интерес к окружающему миру, он начинает отставать от сверстников или, наоборот, слишком погружается в изучение литературы и музыки на депрессивную тематику.

Родители! Находите время для своих детей всегда! Если Вы заметите в поведении ребёнка что-либо настораживающее или тревожное, тогда очень важно постараться, в первую очередь, совладать с собой, собраться с мыслями и в спокойном состоянии без давления и «поиска виновных» поговорить с ребенком. Ваше внутреннее спокойствие, поддержка, позитивные примеры решения проблем способны защитить его и переключить в неокрепшем сознании доминанту с негатива на позитив. Незримая обычному глазу связь между нами, родителями, и детьми существует всегда, ребенок нуждается в нас, а родительская поддержка способна сделать их жизнь безопасной и счастливой.

Самое главное – принять своих детей такими, какие они есть. Принятие человека таковым, каким он является, принятие его сущности и сути его существования на Земле – и есть Любовь в истинном её проявлении. Ведь это мы, родители, формируем модель поведения детей своим примером, отношением к жизни, к своим родителям и детям. «Что посеешь, то и пожнёшь!» – гласит народная мудрость.

ВСЕГДА ПОМНИТЕ! Для Ваших детей нет никого ближе и роднее, чем Вы... Ваше внимательное отношение к ребенку может помочь предотвратить беду!

свернуть

Памятка для родителей

  Уважаемые родители! Сегодня очень актуальна проблема суицида среди несовершеннолетних. Согласно представленной УЗ «Гомельская областная психиатрическая клиническая больница» информации за 9 месяцев 2022 года в области подростками совершено 3 суицида и 14 парасуицидов.
развернуть

 

В поле зрения врачей-психиатров за 9 месяцев текущего года также попало 72 подростка, которые наносили себе самопорезы (49), употребляли таблетки (12), вешались (1), тонули (1), высказывали суицидальные мысли – 1.

Психологический смысл подросткового суицида – «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию.

ВАЖНО! Практически 90% лиц, совершающих самоубийство, в течение последней недели (или более продолжительного срока) перед самоубийством демонстрируют так называемые предвестники самоубийства.

Родители могут увидеть основные поведенческие проявления «кризисных ситуаций», в которых находится ребенок:

словесные предвестники – это угрозы совершить самоубийство или слова о подобном решении («Не хочу быть больше обузой…», «Лучше не жить, чем так страдать…», «Теперь я больше никого не побеспокою…», «Я вам больше не помешаю…», «Вы меня больше не увидите…», «Спасибо за все», «Скоро я перестану вас мучить»);

поведенческие предвестники – это резкие изменения привычного поведения несовершеннолетнего: прекращение всех социальных контактов, эмоциональное «оцепенение» в ситуации стресса, неадекватное ситуации «приподнятое» настроение, «эпатирующее» поведение, эскейп-реакции (уход из дома, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни, раздача подарков, долгов окружающим, нарушение сна, резкое снижение успеваемости в школе, нарушение аппетита, агрессивность).

ПОМНИТЕ! Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно. Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.

Ваша задача: увидеть – пообщаться – понять – поддержать – спасти!

Факторы риска суицидального поведения:

переживаемый или недавний кризис (напряженные межличностные отношения в семье, с родными, близкими, лицами из ближайшего окружения);

«безответная любовь», смерть близких родственников, одиночество, социальная изоляция;

эмоциональная неустойчивость, особенно в периоды возрастных кризов;

острая потребность в близких, но напряженных эмоциональных контактах с родными, близкими, лицами из ближайшего окружения;

импульсивность в поведении, максимализм, категоричность, незрелость суждений;

неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка;

напряженность потребностей, сильно выраженное желание достижения целей;

отсутствие глубоких эмоциональных связей, острая потребность любви к себе со стороны близких и любимых людей (в юношеском возрасте утрата значимой связи означает крах).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.

Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогаем ребенку в его развитии.

 

Суицид – это то, чего практически всегда можно избежать.

Самое главное: для многих «последней каплей» послужило именно то, что близкие от них отмахнулись, не приняли их всерьез.

свернуть

Воспитание ребёнка без насилия

Воспитание — одно из сложнейших дел на свете. Если вы хотите научиться мирным путем разрешать те сложные ситуации, которые ежедневно возникают при общении с детьми, то брошюра Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) о воспитании детей и подростков «Безоблачное детство» для вас (смотрите альбом).

Из брошюры для родителей о воспитании детей от 3 до 18 лет «Самое важное о воспитании ребёнка без насилия» вы узнаете, что такое насилие и каковы его виды, что подразумевается под жестоким обращением с ребёнком и как его избежать, познакомитесь с примерами и способами разрешения тех или иных ситуаций, которые ежедневно возникают при общении с детьми.

свернуть

Приемная семья

02.10.2023

Приемная семья

Приемная семья – это форма профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, временно устроенных в семьи.

Приемные родители – граждане, принятые на работу в управление (отдел) образования для выполнения обязанностей по уходу, воспитанию в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, на основании срочных трудовых договоров. Приемные родители заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи. В приемную семью помещается до 4 –х детей.

Для детей, утративших родные семьи, помещение в приемные семьи – это возможность:

  • реализоватьсвое право на воспитание в семье независимо от возраста, состояния здоровья, наличия негативного жизненного опыта, отклонений в развитии, поведении и правового статуса;
  • получить шанс на возвращение в родную семью: приемные родители профессионально работают над укреплением связей детей с их родителями, помогают родителям детей восстановиться в родительских правах и растить детей в родной семье;
  • не утрачиватьродственные связи и возможность расти и общаться с родными братьями и сестрами (детям из многодетных семей подыскивается приемная семья, чтобы не разлучать братьев и сестер);
  • жить и воспитыватьсяв своем городе, районе (где живут его родители), продолжать посещать тот же детский сад, школу и др.;
  • общатьсяс биологическими родителями и близкими родственниками (бабушками, дедушками), если это не противоречит интересам детей;
  • успешнее социализироватьсяв обществе;
  • быть усыновленными(при наличии правового статуса);
  • получить своевременную защиту своих прав и законных интересов.

Кто может стать приемным родителем:

Приемными родителями могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:

- лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;

- лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями;

- лиц, лишенных родительских прав;

- бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;

- лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

- лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;

- лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;

- лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Приветствуется наличие у кандидатов в приемные родители педагогического, психологического, медицинского образования, а также положительного опыта воспитания и социализации родных и усыновленных детей. Важно, чтобы кандидат был настроен на саморазвитие, повышение профессионального уровня и родительской компетенции.

Приемными родителями не могут быть близкие родственники детей – братья, сестры, дед, бабка.

 

Как стать приемным родителем

Шаг 1. Предоставьте в отдел по образованию по месту жительства:

-заявление;

-паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители;

-свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в приемные родители, состоит в браке;

-медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, а также членов в семьи кандидата в приемные родители;

-письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, проживающих совместно с ним;

-сведения о доходе за предшествующий год.

Шаг 2. Пройдите обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги), направленные на формирование компетенций в решении вопросов защиты прав и законных интересов детей, передаваемых на воспитание в приемную семью. Освоение образовательной программы обучающих курсов является обязательным условием для рассмотрения органом опеки вопроса о передаче детей на воспитание в приемную семью.

Пока Вы проходите обучающие курсы, управление (отдел) образования запросит из компетентных органов сведения, характеризующие Вашу правоспособность быть приемными родителями (запросы направляются в управление внутренних дел, суд). Специалисты управления (отдела) образования обследуют условия Вашей жизни, изучат личностные особенности, уклад и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценят готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей, что отразят в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители.

Шаг 3. Если Вы успешно освоили обучающие курсы, получили справку об обучении, познакомьтесь с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей. Специалист по охране детства управления (отдела) образования расскажет Вам обо всех сторонах деятельности приемного родителя.

Шаг 4.  Отдел по образованию предоставит Вам, как кандидатам в приемные родители, сведения о детях, которые живут на территории района и могут быть переданы на воспитание в приемную семью. По направлению для знакомства с детьми познакомьтесь с ними, установите контакт. Познакомиться с детьми по направлению можно в том учреждении, где они находятся – в больнице, доме ребенка, детском доме, социально-педагогическом центре, школе-интернате или другом учреждении, расположенном на территории Вашего района. 

Шаг 5. После вынесения  местными исполнительными и распорядительными органами решений о передаче ребенка (детей) в приемную семью, управление (отдел) образования заключает с приемным родителем договор об условиях воспитания и содержания детей и трудовой договор. Срок трудового договора зависит от срока, на который ребенок передается приемному родителю. С этого момента Вы становитесь членом трудового коллектива отдела по образованию. Ознакомьтесь с должностными обязанностями, Правилами внутреннего трудового распорядка, Коллективным договором.

Шаг 6. Приемная семья является объектом постоянного психолого-педагогического сопровождения со стороны работников школ и дошкольных учреждений, которые посещают дети-воспитанники, специалистов местного социально-педагогического центра, отдела по образованию по месту жительства. Приемные родители как педработники, ведут документацию, посещают методические объединения и иные мероприятия, организуемые нанимателем для повышения компетентности и квалификации работников, совместно со специалистами составляют и реализуют План развития семьи. Получить помощь по самым разным вопросам, связанным с воспитанием детей или выполнением должностных обязанностей приемный родитель может в отделе по образованию, социально-педагогическом центре, в учреждении образования, которое посещают воспитанники приемной семьи.

 

Контактная информация: отдел по образованию администрации

Первомайского района  г. Витебска,

г. Витебск, ул. 1-я Пролетарская, д.14

контактные телефоны: 80212 64-33-68, 80212 26-17-99

свернуть

Адаптация учащихся 1 классов к обучению в школе

Возрастные психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста

Советы-рекомендации родителям первоклассников

Советы-рекомендации родителям первоклассников «Условия успешности обучения ребенка в школе»

  1. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. С пониманием относитесь к тому, что у первоклассника что-то не получается, выражайте свою озабоченность. Запаситесь терпением. Если Вы хотите, чтобы ребенок вырос спокойным и уверенным в себе человеком, то обязательно хвалите его за любой, даже самый малый успех, проявляйте свою радость, устраивайте небольшие праздники по этому поводу. Одобрение порождает новый успех. Бесконечные упреки и наказания способствуют потере ребенком веры в себя.
  1. Помогите первокласснику почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности.
  1. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда Вы будете с ним заниматься (считать, писать, читать), через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку.
  1. Не сравнивайте ребенка с одноклассниками, как бы они ни были Вам симпатичны или наоборот. Уважайте индивидуальность своего ребенка, любите и принимайте его таким, какой он есть.
  1. При любых школьных конфликтах ребенок всегда должен чувствовать разумную поддержку родителей и их готовность оказать помощь в сложной ситуации.
  1. Позаботьтесь, чтобы у ребенка оставалось достаточно времени для игр, прогулок и общения со сверстниками.
свернуть

Как делать уроки с младшим школьником?

Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий

памятка для родителей
развернуть
  • Посидите со своим ребенком на первых порах выполнения домашних заданий. Это для него очень важно. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые школьные шаги, зависит его будущие школьные успехи.
  • У вашего ребенка не сформирована привычка делать уроки. Формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, начинайте разговор об уроках без криков, будьте терпеливы.
  • Оформите рабочее место ребенка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.
  • Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.
  • Объясните ребенку главное правило учебной работы — учебные принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место.
  • Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдет немного времени, и он будет сам убирать свое рабочее место.
  • Если ребенок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять.
  • Если ребенок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.
  • Учите нашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков; если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.
  • Если ребенок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.
  • Не заставляйте своего ребенка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет ваш авторитет и его интерес к школе и учению.
  • Старайтесь, как можно раньше приучить ребенка делать уроки, самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.
  • Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.
  • Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашнее, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.
  • В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье — делать уроки, кому-то помогать взрослеть!

 

свернуть

Учение с увлечением

или 7 способов повысить учебную мотивацию школьника
развернуть

Адаптация ребенка в новом коллективе. Советы родителям пятиклассников

Памятка для родителей подростков

«Что не надо делать родителям?»
развернуть

Памятка для родителей старшеклассников

Как помочь ребенку выбрать профессию?
развернуть

Активная оценка и итоговая отметка

Чем отличается итоговая отметка от активной оценки? Почему и то и другое важно для ребенка? И можно ли (и нужно?), несмотря на это, отказаться от итоговой отметки в пользу активной оценки?
развернуть

Непедагогические приемы воспитания

информационный материал для родителей
развернуть

Самооценка ребенка

Что такое самооценка?

Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.

Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: "Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!" Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

Как проявляется уровень самооценки в поведении?

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

Это, конечно, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, узнал своего ребенка?

Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки

Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть он поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.

Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.

Поощряйте в ребенке инициативу.

Не забывайте, что ребенок внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки" / "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!"

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).

Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!

Хотите проверить, какая самооценка у вашего малыша? Это легко сделать с помощью теста "Лесенка".

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. А теперь спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него заниженная самооценка.

Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).

А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена. Но для детей-дошколят завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

Что же делать, если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена)? Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

Игры, которые помогут Вам лучше узнать своего ребенка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку

"Имя"

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценку малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, кем он есть сейчас.

"Проигрывание ситуаций"

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя. Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями. Примеры ситуаций:

- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.

- Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их? Почему?

- Ребята из твоей группы в д/с играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.)

"Жмурки"

Не удивляйтесь, эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет Вашему ребенку почувствовать себя в роли лидера, что может, в случае успеха, значительно воздействовать на самооценку. Можно играть в классические "Жмурки" (с завязанными глазами "жмурка" ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь, кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д.

"Зеркало"

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в "зеркало", которое повторяет все его движения, жесты, мимику. "Зеркалом" может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого, "Зеркало" должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.

Можно поиграть и в "Прятки", и в "Магазин", и просто надувать шары, кто быстрее.

Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.

свернуть

Застенчивые дети: что делать и как помочь?

Как вести себя с агрессивным ребёнком

Для предупреждения агрессивного поведения детей существует широкий спектр возможностей. Специалистами (психологами, педагогами) разработаны специальные рекомендации для взрослых по работе над агрессивным поведением детей. Эти правила позволяют в конфликтной ситуации с детьми и подростками обеспечить её позитивное разрешение конфликта и установить партнёрские отношения.
развернуть

Правило 1. Игнорируйте незначительную агрессию.

Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребёнка следующим образом:

  • просто «не замечайте» реакцию ребёнка (подростка);
  • выражайте понимание чувств ребёнка: «Я понимаю, что тебе обидно»;
  • переключайте внимание ребёнка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание (поиграть);
  • позитивно обозначьте его поведение: «Ты злишься потому, что устал».

 

Правило 2. Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности ребёнка.

В момент агрессии опишите поведение ребёнка при помощи следующих словесных вариантов:

  • «Ты ведёшь себя агрессивно» (констатация факта);
  • «Ты злишься?» (констатирующий вопрос);
  • «Ты хочешь меня обидеть?», «Ты демонстрируешь мне силу?» (раскрытие мотивов агрессора);
  • «Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит» (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению);
  • «Ты нарушаешь правила поведения» (апелляция к правилам).

 

Правило 3. Контролируйте собственные негативные эмоции.

Демонстрируя свою агрессию, ребёнок проявляет негативные эмоции: раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность. При общении с агрессивно настроенным ребёнком аналогичные эмоции могут возникнуть и у взрослого. Но взрослый, должен уметь сдерживаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества. Старайтесь:

  • не повышать голос, не кричать, не устрашать;
  • не демонстрировать свою власть: «Будет так, как я скажу»;
  • не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки);
  • не смеяться над ребёнком, не передразнивать его;
  • не оценивать личность ребёнка или его друзей;
  • не использовать физическую силу, не угрожать;
  • не читать нотации, проповеди;
  • не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать ребёнка.

 

Правило 4. Сохраняйте положительную репутацию ребёнка.

Ребёнку, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою неправоту. Публичное обсуждение может его больно ранить и, как правило, приведёт только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем. Чтобы сохранить ребёнку положительную репутацию, используйте следующие варианты поведения с ним:

  • «Ты, возможно, неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть» (публично минимизируйте вину ребёнка);
  • позвольте выполнить ваше требование частично, по-своему;
  • предложите ребёнку договор с взаимными уступками.

 

Правило 5. Демонстрируйте неагрессивное поведение.

В результате конфликта обе стороны теряют контроль. Вы должны помнить, что чем меньше возраст ребёнка, тем более доброжелательным должно быть ваше поведение в ответ на агрессию. Поведение взрослого должно бытьпротивоположно плохому поведению ребёнка (подростка). Поэтому здесь возможно использование следующих приёмов:

  • выдерживайте паузу (выслушивайте молча);
  • тайм-аут (предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве);
  • внушайте спокойствие жестами, мимикой;
  • шутите («Ты сейчас выглядишь круче Шварценегера»).

 

Итак, на начальной стадии агрессивного поведения (при первых незначительных признаках) лучше всего использовать следующие методы борьбы с агрессией:

  • игнорирование;
  • переключение внимания;
  • «изящный уход».

Переключить внимание ребёнка можно на игру. Игра – самый лучший способ весёлого и занимательного времяпрепровождения, а также это лучший способ снять эмоциональное напряжение, тревоги, страх. На смену агрессии в игре приходит уверенность в себе, развивается позитивная самооценка, укрепляется эмоциональная сфера ребёнка.

Изящный уход – это дипломатический манёвр, позволяющий всем участникам спокойно выйти из конфликтной ситуации. Любая оригинальная или нестандартная реакция взрослого на агрессивное поведение ребёнка помогает уладить проблемную ситуацию лучше, чем угрозы и физические меры.

свернуть

Кризисные ситуации в жизни подростка

Подростковая депрессия

Факторы, провоцирующие насилие

Профилактика насилия. Агрессоры и жертвы в школе