Социально-педагогическая и психологическая служба

  понедельник вторник среда четверг пятница суббота

Шашкова

Валерия Николаевна

  8.00 – 13.00, 14.00 – 17.00 8.00 – 13.00, 14.00 – 17.00 8.00 – 13.00, 14.00 – 17.00 11.00 – 13.00, 14.00 – 20.00 8.00 – 13.00, 14.00 – 17.00

Сайковская

Анастасия Ивановна

8.00 – 13.00, 14.00 – 17.00 8.00 – 13.00, 14.00 – 17.00 8.00 – 13.00, 14.00 – 17.00 11.00 – 13.00, 14.00 – 20.00 8.00 – 13.00, 14.00 – 17.00  
  понедельник вторник среда четверг пятница суббота

Стрик

Ольга Олеговна

 
11.00 – 13.10, 14.25 – 20.00   8.00 – 13.30, 14.00 – 15.00, 16.00 – 17.00  8.00 – 13.30, 14.00 – 16.00, 17.10 – 17.30  8.00 – 13.30, 14.00 – 17.00  8.00 – 13.30, 14.00 – 17.00  
 

Крижевич

Алеся Ромуальдовна

8.30 – 13.00, 13.30 – 17.00   8.30 – 13.00, 13.30 – 17.00    8.30 – 13.00, 13.30 – 17.00  8.30 – 13.00, 13.30 – 17.00   8.30 – 13.00, 13.30 – 17.00   

Острова

Евгения Сергеевна

  8.00 – 13.00, 14.00 – 17.00  8.00 – 13.00, 14.00 – 17.00  8.00 – 13.00, 14.00 – 17.00  8.00 – 13.00, 14.00 – 17.00  8.00 – 13.00, 14.00 – 17.00 
 

Особенности оказания психологической помощи ребенку, ставшему жертвой семейного насилия

Основная цель помощи ребенку, пострадавшему от насилия в семье, заключается в уменьшении и преодолении последствий травматических переживаний. Известно, что сама травма никогда не является единственной составляющей постстрессового расстройства. Ее доля составляет примерно 50%, остальные 50% определяются жизнью ребенка после травмы и, прежде всего, эффективностью оказываемой ему помощи.
развернуть

 

При организации первой встречи педагога-психолога с пострадавшим ребенком необходимо следовать некоторым ключевым рекомендациям:

 

  1. Установите контакт с ребенком.

На первом этапе консультирования пострадавших детей чрезвычайно важно для специалиста установить контакт с ребенком, причем акцент необходимо сделать на искренне заботливом и поддерживающем отношении к нему. При взаимодействии с ребенком нужно помнить, что уровень его доверия к взрослым может быть очень низким, эмоциональное состояние – угнетенным, поведенческие реакции – носить защитный характер.

Помещение, в котором психолог встречается с ребенком, должно быть удобным, оно не должно восприниматься как официальное. Важно, чтобы при контакте с ребенком в комнату не входили посторонние, не звонил телефон. Желательность или нежелательность присутствия родителей зависит от того, является ли этот родитель поддерживающим для ребенка и насколько ребенок ему доверяет.  

Дети, пережившие насилие, имеют, как правило, достаточно низкую мотивацию на встречу и работу со специалистом, так как это влечет за собой возврат в травматическую ситуацию. Поэтому для установления контакта с ребенком и для возникновения у него ощущения доверия и безопасности важно грамотно построить начало разговора – познакомиться, немного рассказать о себе и о том, в чем заключается ваша работа как специалиста.

При установлении контакта рекомендуется задавать вопросы, большей частью открытые, на нейтральные темы, не связанные с травматической ситуацией.

 

Чем младше ребенок, тем менее эффективна будет чисто вопросно-ответная форма беседы. Детям дошкольного и младшего школьного возраста для снижения напряжения можно предложить “нарисовать, что захочешь”, задать вопросы по рисунку.

 

 

 

  1. Сфокусируйтесь на теме насилия.

Если достигнута безопасная атмосфера и ребенок знает, по какому поводу он пришел к специалисту, необходимо постепенно переходить к вопросам, связанным с перенесенным насилием. При планировании беседы важно учитывать степень готовности ребенка к такому разговору. Бывает, что во время первой беседы ребенок не чувствует себя готовым говорить о насилии, особенно это касается случаев сексуального злоупотребления, когда пострадавшему очень трудно раскрыть свой ”секрет“.

К основным мотивам отказа детей от разговора о случаях насилия относят следующие: недоверие к взрослым, ожидание новых неприятностей с их стороны, чувство стыда, опасение, что окружающие станут хуже к ним относиться, боязнь или привязанность к обидчику, опасение огорчить родителей и т.д.

Когда ребенок или подросток сообщает о факте насилия, важно контролировать собственные эмоции. Оставайтесь спокойными и открытыми разговору, не переносите свои эмоции на ребенка. Помните, что ребенок может быть привязан к обидчику и испытывает противоположные чувства.  

 

Важно собрать ту информацию о насилии, которая имеет отношение к оценке психологического состояния ребенка и выработке стратегий помощи (вид насилия, его тяжесть и длительность, характер взаимоотношений ребенка и обидчика, чувства ребенка и пр.).

 

  1. Учитывайте уровень личностного развития ребенка.

Говорите понятным для ребенка языком, отвечайте на его вопросы честно и просто. В ходе беседы с детьми младшего возраста:

  • используйте короткие вопросы и предложения, не превышающие 5 слов;
  • избегайте специальных терминов, вопросов с двойным отрицанием, абстрактных понятий;
  • используйте те же слова для названия интимных частей тела, какие использовал и ребенок;
  • старайтесь реже использовать местоимения (он, они), употребляйте имена собственные;
  • перефразируйте вопрос, если ребенок его не понимает:
  • после полученного ответа постарайтесь обобщить, что сказал ребенок, таким образом, вы побуждаете его к лучшему пониманию себя и ситуации.

 

  1. Используйте приемы активного слушания.

Важно активно слушать, а не добиваться подробностей и не проводить расследование, так как это входит в компетенцию правоохранительных органов. Неприемлемо оказывать на ребенка давление, заставлять демонстрировать травмы, ушибы. Уважайте право ребенка говорить столько, сколько он считает нужным. Специалисту важно выяснить не столько то, что именно сказал ребенок или сделал, а то, что он чувствовал.

 

  1. Осторожно применяйте физический контакт.

Физический контакт с ребенком (дотрагивание до коленки, плеча, объятия) может напоминать ему о перенесенной травме. Известно, что дружеское прикосновение может быть формой поддержки и заботы, но ребенок, в особенности перенесший сексуальную травму, неадекватно реагирует на физический контакт, цепенея и как бы прислушиваясь к собственным ощущениям.

 

 

 

 

  1. Окажите ребенку поддержку.

Поддержите ребенка, сообщите ему, что требуется мужество и смелость, чтобы говорить о своих переживаниях, и вы цените то, что он вам доверился. Важно поддерживать представление ребенка о его личностной ценности, а также помочь преодолеть чувство изоляции и обособленности.  

 

  1. Оцените степень безопасности ребенка:
  • убедитесь, что ребенок понимает, как опасно вмешиваться в насильственные отношения и драки взрослых;
  • выясните, есть ли рядом с ребенком взрослые, которым он доверяет, и которые не допустят повторения насильственных действий;
  • есть ли безопасное место, куда может отправиться ребенок;
  • есть ли у вас как у специалиста возможность контакта со взрослым, помогающим ребенку.

 

  1. Объясните ребенку дальнейшее развитие событий.

Консультируя ребенка, пострадавшего от насилия, важно не давать обещаний, в которых специалист не уверен: “Твоя мама обязательно поможет тебе”, “Того, кто тебя обидел, обязательно накажут”. Мы также не имеем права давать ребенку обещание полной конфиденциальности и считать его согласие или несогласие определяющим при планировании дальнейших действий. Ребенка нельзя заставлять брать на себя ответственность за возможность выхода из ситуации насилия.

Завершая беседу с ребенком, информируйте его о том, как могут развиваться дальнейшие события, например: “Я собираюсь поговорить с твоей мамой о том, что произошло, чтобы найти пути, как можно тебя защитить”.

Следует отметить, что данная схема имеет относительный характер: в процессе интервью консультант должен следовать за ребенком и поддерживать темы, к разговору на которые ребенок готов. Важно придерживаться тактики ”мягкого ведения“, максимально заботясь о безопасности ребенка.  

 

 

Подготовлено по материалам Зиновьевой Н.О., Михайловой Н.Ф. ”Психология и психотерапия насилия“,

Журавлевой Т.М. ”Помощь детям – жертвам насилия“.

 

 

 

 

 

свернуть