У многих детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей учёбе и привести к появлению специфических ошибок на уроках письма и чтения. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала обучения грамоте.
На что следует обратить внимание родителям будущих первоклассников?
- Состояние звукопроизношения.
Ребёнок к 6-7 годам должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке.
- Состояние фонематического восприятия.
Это значит, Ваш ребёнок должен уметь:
- подбирать слова с определённым звуком;
- выделять изучаемый звук в слове;
- определять позицию этого звука в слове (начало, середина, конец);
- определять сколько всего звуков в слове;
- определять сколько слогов в слове, какой слог ударный;
- составить звуковую схему слова;
- уметь из звуков составить слово (м, а, к - мак);
- уметь различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.
- Состояние слоговой структуры слова
Шестилетний ребёнок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод, сковорода, милиционер, экскаватор и т.д.
- Состояние словарного запаса
В словаре 6-7-летнего ребёнка должно быть около 2000 слов, причём среди них представлены все части речи. Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь, во-первых, сами говорить правильно, во-вторых, больше времени находить для общения с ребёнком, читать и обсуждать сказки, рассказы, стихи, их сюжет, поступки, чувства героев.
- Состояние грамматического строя речи.
Следует обратить внимание на словообразование (дождь – дождик, клён-кленовый, строить-строитель, ехал-приехал), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый карандаш, жёлтое солнышко, жёлтая книга), управление (вышел из дома, рассказал о друге). Обязательно исправляйте ошибки, поправив ребёнка и повторив правильное слово.
- Состояние связной речи.
Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить сказку, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать сказку, рассказ по картинке или серии картинок и т. д. Когда ребёнок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам.
Также стоит быть особенно внимательным родителям:
- Если ребёнок левша.
- Если он – переученный правша.
- Если ваш ребёнок посещал логопедическую группу в детском саду.
- Если в семье говорят на двух и более языках.
- Если ребёнок слишком рано пошел в школу.
- Если у ребёнка есть проблемы с памятью, вниманием.
Если имеются проблемы – не огорчайтесь, в школе есть специалисты, которые помогут Вам и вашему ребёнку, главное - своевременно обратиться за помощью. Не теряйте времени даром, не ожидайте, что «это само пройдёт».
Зачисление ребёнка в пункт коррекционной педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом (логопедом) осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи и на основании следующих документов:
- заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР);
- заявление законного представителя ребёнка.
Занятия в ПКПП начинаются с 16 сентября.
Список принадлежностей на весь год:
- тетрадь в крупную клетку – для 1 класса, в мелкую клетку - для 2-3 классов (2 шт.);
- тетрадь в косую линейку - для 1 класса, в линейку – для 2-3 классов (2 шт.);
- шариковая ручка (1 шт.);
- простой карандаш (1 шт.), цветные карандаши;
- линейка 15-20 см (1 шт.);
- ластик (1 шт.);
- клей - карандаш (1 шт.);
- папка с кнопкой для хранения принадлежностей;
- лист А4 (20 шт.);
- файл (10 шт.);
- ватные палочки и салфетки для звукопостановки – для 1 классов.
Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем лучше будет его результат.
В настоящее время на полках книжных магазинов представлено большое количество популярной литературы по развитию речи и коррекции речевых недостатков. Чтобы помочь заботливым родителям сориентироваться в таком многообразии, мы рекомендуем книги и пособия, созданные специалистами для домашних занятий с ребёнком.
Рекомендованная литература для родителей:
- Анисимова Т.Б. Подготовка детей к школе. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
- Большаков С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Зарин А.А, Тулина Л.Л. Рисуем по клеткам. – СПб.: КАРО, 2007.
- Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Энциклопедия логопедических игр. СПб.: КАРО, 2004.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: ЛИТЕРА, 2005.
- Кирьянова Р.А. Игры со словами для развития речи. – СПб.: КАРО, 2010.
В заключение необходимо добавить самое главное: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребёнком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием. Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребёнка в школе.
Успехов вам на пути к школьной жизни!
Учителя-дефектологи
Шурухаева О. А., Безенова Н. Л.