Родительский универститет

плакат интерактив

 График заседаний Родительского университета

государственного учреждения образования «Средняя школа № 46 г. Витебска им. И.Х. Баграмяна»

 на 2024/2025 учебный год

 

Дата

Тема заседания

Ответственные исполнители

1.

Сентябрь 2024 г.

Профилактика педикулеза, чесотки,

ОКИ, ОРИ, гриппа. (6-11 классы)

Медицинские работники Голунова О.В.

2.

07.09.2024 г.

 

21.09.2024 г.

Портрет современного подростка.

(9 классы)

Здоровье - это жизнь. (10 классы)

Педагог социальный

Шашкова В.Н.

3.

14.09.2024 г.

Ответственность родителей за воспитание детей. (5 классы)

Педагог социальный

Сайковская А.И.

4.

19.10.2024 г.

Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

(9-11 классы)

Педагог социальный

Шашкова В.Н.

5.

12.10.2024 г.

Безопасность подростков в сети интернет.

(6, 7 классы)

Педагог социальный

Сайковская А.И.

6.

16.11.2024 г.

Агрессия, ее причины и последствия.

(8, 9 классы)

Педагог социальный

Шашкова В.Н.

7.

23.11.2024 г.

Профилактика правонарушений подростков.

(7 классы)

Педагог социальный

Сайковская А.И.

8.

Декабрь 2024 г.

1 декабря - Всемирный день борьбы

со СПИДом (6-11 классы)

Медицинские работники Голунова О.В.

9.

14.12.2024 г.

Как уберечь подростка от насилия.

(8-11 классы)

Педагог социальный

Шашкова В.Н.

10.

21.12.2024 г.

Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

(6, 7 классы)

Педагог социальный

Сайковская А.И.

11.

11.01.2025 г.

Как уберечь ребенка от зависимостей?

(8-11 классы)

Педагог социальный

Шашкова В.Н.

12.

18.01.2025 г.

Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?

(5 классы)

Педагог социальный

Сайковская А.И.

13.

15.02.2025 г.

Интернет - зависимость: пути преодоления.

(6,7 классы)

Педагог социальный

Сайковская А.И.

14.

 

08.02.2025 г.

 

 

22.02.2025 г.

Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им. противостоять. (8-9 классы)

Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. (10-11 классы)

Педагог социальный

Шашкова В.Н.

15.

Март 2025 г.

Есть выбор: жизнь

без наркотиков. (6-11 классы)

Медицинские работники Голунова О.В.

16.

15.03.2025 г.

Ответственное родительство – залог благополучия семьи.

(5, 6 классы)

Педагог социальный

Сайковская А.И.

17.

22.03.2025 г.

22.03.2025 г.

Осторожно: суицид. (8-11 классы)

Подготовка старшеклассников

к будущей семейной жизни.

(9-11 классы)

Педагог социальный

Шашкова В.Н.

18.

12.04.2025 г.

Осторожно: суицид.

(5-7 классы)

Педагог социальный

Сайковская А.И.

19.

19.04.2025 г.

Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? (9 классы)

Педагог социальный

Шашкова В.Н.

20.

Май 2025 г.

Мы за здоровый образ жизни.

Курение и здоровье.

 (6-11 классы)

Медицинские работники Голунова О.В.

21.

10.05.2025 г.

Организация свободного времени детей в период летних каникул.

 (5-7 классы)

Педагог социальный

Сайковская А.И.

22.

17.05.2025 г.

Культура поведения в конфликтных ситуациях. (8 классы)

Как помочь ребенку в период

подготовки к экзаменам? (9, 11 классы)

Педагог социальный

Шашкова В.Н.

 

 

 

Дата

Тема заседания

Ответственные исполнители

1

28.09.2024

«Секреты успешной адаптации. Дезадаптация» (законные представители 1-х, 5-х, 10-х классов)

Педагоги-психологи

Острова Е.С.

Стрик О.О.

Крижевич А.Р.,

Классные руководители 1,10,5 классов

2

26.10.2024

«Основные группы риска» (6, 7, 8 классы)

Педагоги-психологи

Острова Е.С.

Стрик О.О.

Крижевич А.Р.

Классные руководители 6,7,8 классов

3

23.11.2024

«Искусство наказывать и прощать. Истоки жестокости» (4,5 кл)

Педагоги-психологи

Острова Е.С.

Стрик О.О.

Крижевич А.Р.

Классные руководители 4,5 классов

4

21.12.2024

«Влияние условий воспитания на взаимоотношения педагог-учащийся, учащийся-учащий. Проблемные формы отношений в классном коллективе» (9,7кл)

Педагоги-психологи

Острова Е.С.

Стрик О.О.

Крижевич А.Р.

5

25.01.2025

 «Трудности в общении: способы преодоления»

(4,5,10кл)

Педагоги-психологи

Острова Е.С.

Стрик О.О.

Крижевич А.Р.

Классные руководители 4,10,5 классов

6

22.02.2025

«Я и мой ребенок-поиски взаимопонимания» (8,6,11кл)

Педагоги-психологи

Острова Е.С.

Стрик О.О.

Крижевич А.Р. Классные руководители 8,6,11 классов

7

22.03.2025

«Жестокое обращение с детьми: виды, формы, последствия» (1,2 кл)

Педагоги-психологи

Острова Е.С.

Стрик О.О.

Крижевич А.Р.

Классные руководители классов (1,2 кл)

8

26.04.2025

«Насилие и травля. Как не допустить и как защититься?»

(6,7 кл)

 

Педагоги-психологи

Острова Е.С.

Стрик О.О.

Крижевич А.Р.

Классные руководители 6,7 классов

9

24.05.2025

«Конфликт поколений. Как его избежать»

(9,3 классы)

 

Педагоги-психологи

Острова Е.С.

Стрик О.О.

Крижевич А.Р.

Классные руководители 9,3 классов

План реализации республиканского проекта «Родительский университет»

в государственном учреждении образования «Средняя школа № 46 г.Витебска им.И.Х.Баграмяна»

на 2024/2025 учебный год

 

Тематика классных родительских собраний

 

№ п/п

Название раздела, темы занятий

Класс

Сроки проведе

ния

Форма проведения

Ответственные

исполнители

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

1

Адаптация учащихся в 1-м классе

1

Октябрь

Родительское собрание

Практикум  

Классные руководители

Педагог-психолог

2

Как родители могут помочь ребенку учиться

2

Октябрь

Родительское собрание

Беседа

Классные руководители

3

Значение школьной отметки в жизни ребёнка

3

Октябрь

Родительское собрание

Лекция

Классные руководители

4

Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов

4

Октябрь

Родительское собрание

Лекция

Классные руководители

Педагог-психолог

5

Режим дня школьника

1

Декабрь

Родительское собрание

Практикум

Классные руководители

6

Главные правила здорового образа жизни

2

Декабрь

Родительское собрание

Лекция

Классные руководители

7

Психологические и физиологические особенности третьеклассников

3

Декабрь

Родительское собрание

Лекция

Классные руководители

Педагог-психолог

8

Как научить своего ребенка жить в мире людей

4

Декабрь

Родительское собрание

Лекция

Классные руководители

9

Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка

1

Март

Родительское собрание Практикум

Классные руководители

10

Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка

2

Март

Родительское собрание

Лекция

Классные руководители

Педагог-психолог

11

Здоровая семья – здоровый ребенок

3

Март

Родительское собрание

Круглый стол

Классные руководители

12

Ребенок и компьютер

4

Март

Родительское собрание

Лекция

Классные руководители

13

Положительные эмоции в жизни школьника

1

Май

Родительское собрание

Практикум

Классные руководители

Педагог-психолог

14

Трудовое воспитание детей в семье

2

Май

Родительское собрание

Лекция

Классные руководители

15

Эффективное общение в семье – залог успеха школьника

3

Май

Родительское собрание

Беседа

Классные руководители

16

Книги в жизни школьника.

4

Май

Родительское собрание

Лекция

Классные руководители

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

1

Адаптация ребенка в новом коллективе

5

Октябрь

Практикум

Классный руководитель, Педагог-психолог

2

Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи

6

Октябрь

Родительское собрание

Лекция

Классные руководители

3

Психологические и физиологические особенности семиклассников.

7

Октябрь

Родительское собрание

Практикум

Классные руководители

Педагог-психолог

4

Жизненные цели подростков

8

Октябрь

Родительское собрание

Лекция

Классные руководители

5

Портрет современного подростка

9

Октябрь

Родительское собрание

Лекция

Классные руководители

6

Ребенок среди сверстников

5

Декабрь

Родительское собрание

Лекция

Классные руководители

7

Профилактика проблемного поведения подростков

6

Декабрь

Родительское собрание

Лекция

Классные руководители

8

Профилактика правонарушений подростков

7

Декабрь

Родительское собрание

Беседа

Классные руководители

Педагог социальный

9

Как уберечь подростка от насилия

8

Декабрь

Родительское собрание

Практикум

Классные руководители

Педагог-психолог

10

Агрессия, её причины и последствия

9

Декабрь

Родительское собрание

Лекция

Классные руководители

 

11

Ваш ребенок вырос

5

Март

Родительское собрание

Лекция

Классные руководители

12

Безопасность подростков в сети Интернет

6

Март

Родительское собрание

Практикум

Классные руководители

13

Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

7

Март

Родительское собрание

Лекция

Классные руководители

Педагог-психолог

14

Осторожно: суицид

8

Март

Родительское собрание

Практикум

Классные руководители

Педагог социальный

15

Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять

9

Март

Родительское собрание

Лекция

Классные руководители

Медицинский работник

16

Меры наказания и поощрения в современной семье

5

Май

Родительское собрание

Лекция

Классные руководители

17

Организация летнего отдыха подростков

6

Май

Родительское собрание

Беседа

Классные руководители

Педагог социальный

18

Как повысить учебную мотивацию подростков

7

Май

Родительское собрание

Лекция

Классные руководители

 

19

Культура поведения в конфликтных ситуациях

8

Май

Родительское собрание

Практикум

Классные руководители

 

20

Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

9

Май

Родительское собрание

Лекция

Классные руководители

Педагог-психолог

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

1

Здоровье - это жизнь

10

Октябрь

Родительское собрание

Лекция

Классные руководители

2

Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

11

Октябрь

Родительское собрание

Практикум

Классные руководители

Педагог-психолог

3

Первая любовь в жизни вашего ребенка

10

Декабрь

Родительское собрание

Лекция

Классные руководители

 

4

Как уберечь ребенка от зависимостей?

11

Декабрь

Родительское собрание

Практикум

Классные руководители

Педагог социальный

5

Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек

10

Март

Родительское собрание

Лекция

Классные руководители

Медицинский работник

6

Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

11

Март

Родительское собрание

Практикум

Классные руководители

7

Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

10

Май

Родительское собрание

Лекция

Классные руководители Педагог-психолог

8

Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

11

Май

Родительское собрание

Лекция

Классные руководители

<< 1234» >>

Социальная реклама

03.12.2024
Серия социальной рекламы и социальные видеоролики, разработанные Благотворительным фондом поддержки семьи, материнства и детства «Покров».
развернуть

Адаптация учащихся 1, 5 классов

28.09.2024

Здоровая семья - здоровый ребёнок

21.09.2024
Ещё В. А. Сухомлинский говорил: «Если хочешь воспитать своего ребёнка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!».
развернуть

Памятка для родителей "Младший подростковый возраст"

14.09.2024
Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми младшего подросткового возраста
развернуть

 

  1. Будьте всегда чуткими к делам своих детей.
  2. Анализируйте с детьми причины их удач и неудач.
  3. Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко.
  4. Научите преодолевать трудности.
  5. Сравнивайте своего ребенка только с ним самимобязательно отмечая продвижение вперед.
  6. Постоянно контролируйте ребенка, но без гиперопеки по принципу: «Доверяй, но проверяй!».
  7. Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактуализации (т.е. развитии собственной личности).
  8. Информируйте своего ребенка о границахматериальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно.
  9. Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка.
  10. Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами). Помните, что только личным примером можно что-то изменит в лучшую сторону, так как самоактуализация передается от родителей к детям. У творческих родителей всегда неординарные дети.
  11. Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии.
  12. Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной.
  13. Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами.
  14. Воспитывайте естественное отношение к проблемам взаимоотношения полов, простое, здоровое, которое позволит создать в будущем нормальную семью.
  15. Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать Вас о способах времяпровождении, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка.
  16. Помните: недоверие оскорбляет!!!
  17. Следите за тем, какие книги читает Ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или девиантного (противоречащего правилам и нормам) поведения.
  18. Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей(им) мамой(папой).

Психологические особенности младшего подросткового возраста

  1. Начало бурного психофизиологического развития: изменение пропорций тела и силы мышц приводят к временным нарушениям координации движений, возникают трудности в устной и письменной речи. Гормональная перестройка, подростковый кризис 12-13 лет.
  2. Ориентация на группу сверстников: общение со сверстниками пронизывает все сферы жизнедеятельности подростка; появляется многочасовое телефонное общение. Активно развиваются дружеские связи, наблюдаются признаки первой любви.
  3. Двойственность потребностей подростка по отношению к взрослому: нуждается одновременно в том, чтобы ему дали проявлять самостоятельность как взрослому, и нуждается в опеке, защите, как ребенок.
  4. Чувство взрослости (переориентация с детских норм на взрослые: желание подростка приобрести умения и качества взрослого человека, воплощающие образцы «настоящего мужчины» и «идеальной женщины», стремление делать что-то полезное).
  5. Самооценка складывается на основе объективной оценки всей его деятельности (когда оценивают другие), на оценке собственных способностей, интересов в учебе («могу – не могу») и на оценке своей внешности («красивый - некрасивый»).
  6. Мотивация ученияУ подростков, с одной стороны, снижается мотивация учения, т.к. возрастает интерес к окружающему миру, преобладает мотив общения со сверстниками. С другой стороны, именно этот период является благоприятным для формирования новых, зрелых форм учебной мотивации: учение приобретает личностный смысл («учусь для себя»).
  7. Специфика интересов: интересы во многом обслуживают потребность в общении со сверстниками. Появляется «мода на интересы» – безоглядность какого-нибудь увлечения, когда интерес вдруг приобретает для подростка сверхценный характер (музыка, граффити, спорт и т.д.).
  8. Подростковые обманы и ложь возникают на почве боязни не соответствовать группе сверстников и одновременно пойти против воли родителей. Это заставляет подростка «выкручиваться» — врать и друзьям и родителям, чтобы сохранить свою самооценку и положение.
  9. Подростковая эмоциональность: подростки сопротивляются открытому «детскому» выражению чувств со стороны родителей (объятиям, поцелуям, ласковым словам) и сами при этом не умеют «по-взрослому» выражать чувства. Возникает определенная неловкость в детско-родительских отношениях: и те и другие сомневаются в любви друг друга и даже конфликтуют по этому поводу.
  10. Возникновение «ценностного конфликта»: активное отстаивание подростком собственного понимания справедливости, обвинение взрослых в том, что они сами не следуют тем нормам и ценностям, которые проповедуют.
  11. Подростковая лень связана с функциональным состоянием подростка. Бурный рост, созревание организма, психологические изменения приводят к повышенной утомляемости, снижению работоспособности.

Как наладить отношения с подростком?

- научиться правильно понимать ребенка и доводить до его сознания, что он понят правильно;

- удерживать себя от негативных чувств к ребенку, даже мысленных (они могут становиться реальной, отрицательно воздействующей силой, создавать негативную ауру в семье);

- чтобы отучить ребенка от вредных привычек, следует сделать здоровый образ жизни семейным;

- понимать, что в подростковом возрасте ребенок повторяет стадии раннего развития в более усложненной форме, стремясь удержать чувство безопасности и беззаботности детства;

- установить с подростком партнерские отношения, позволить ему принимать участие в семейных решениях, особенно тех, которые касаются непосредственно его.

свернуть

Памятка «Советы психолога по построению общения с подростком»

07.09.2024

Подростковый возраст – крайне сложный период, возможно, мы помним это по себе, и, разумеется, мы видим это в наших детях. Каждая жизнь и каждая ситуация – уникальны, но есть несколько основных правил, которые помогут наладить контакт между вами и вашим подростком.

  1. Быть подростком – сложно. Очень важно это вспомнить, понять, принять. Взрослым нередко кажется, что подростковая жизнь беззаботна, проблемы наиграны, безответственность поставит крест на всей последующей жизни. Хочется донести до ребенка, что сейчас важно учиться, а все остальное – ерунда, пройдет, забудется. Однако, практика показывает, что опыт, полученный в подростковом возрасте – запоминается на всю жизнь. А комплексы (внешность, отсутствие друзей, предательства, невзаимная любовь) затмевают все предыдущие успехи.
  2. Свободное время. Не лишайте подростка детства. Если он помогает вам по дому, следит за младшими братишками-сестренками – не забывайте оставлять ему личное время.
  3. Мягкость. Любовь и всепрощение не в коем случае не должны быть причиной закрывать глаза на то, что от подросток приходит поздно, и он него пахнет алкоголем или табаком. Последствия могут оказаться трагичными.
  4. Гиперопека. Готовьте подростка ко взрослой жизни. Давайте ему задания, поощряйте самостоятельность. Чем больше вы решаете за него, тем меньше он умеет делать сам.
  5. Не пилите. Чем больше и дольше читаются нотации – тем меньше шанс, что их захотят услышать и запомнить. Подросток обязательно прислушается к вам, если между вами будут доверительные отношения без излишнего количества лекций.
  6. Не высмеивайте. Возвращаемся к пункту 1. Очень многие подростковые проблемы взрослому человеку кажутся ерундой. Не позволяйте себе смеяться над мечтами вашего подростка, осознавайте, как ему тяжело ссориться с друзьями или расставаться с первой любовью.
  7. Не отмахивайтесь. Пункт 1, 3 и 6. Не закрывайте глаза на проблемы подростка. Их надо вовремя заметить, разобрать, решить.

 

Сложная задача родителя состоит в том, чтобы добиться баланса детско-родительских отношений на грани дружба-уважение. В общении с друзьями мы можем посмеяться, узнав об экстремальном поведении или нарушении правил, мы не будем читать нотации подруге за то, что она слишком много выпила или опоздала на работу. Общаясь с ребенком, попробуйте представить, что вы друзья, ведь прежде всего вы, как родитель, должны оказать подростку внимание, поддержку, сочувствие, и только потом направить в нужное русло, дать возможность осознать ошибки и пути их исправления. (Быть подростком трудно, все проблемы – важны, нотации разозлят, расстроят и замкнут вашего подростка в себе.)

 

Наиболее безопасная модель диалога с подростком состоит в том, чтобы раскрыть его для общения с вами, проявляя участие к его проблемам и внимание к его эмоциям.

  1. Вместо «Я тебе говорила», «Сам виноват», «Ты как всегда» используйте «Тебе очень плохо?», «Ты переживаешь из-за этого?», «Что ты об этом сам думаешь?».
  2. Вместо «Ты ничего не успеешь», «У тебя не получится», используйте «Времени немного, и тебя это беспокоит, но ты справишься, я в тебя верю».
  3. Вместо «Что за глупость», используйте «Жить бы в параллельной вселенной, где такое легко и просто», «Как жаль, что придется подождать, но мы можем это обсудить и продумать вместе».
  4. Вместо «Что-то случилось? Расскажи!», используйте «Я вижу, ты чем-то расстроен, наверное, произошло что-то серьезное, и тебе плохо».
  5. Когда не знаете, как правильно реагировать, используйте восклицания «Ого!», «Да ладно», мычите, участливо качайте головой.
  6. Не спешите расстраиваться, обижаться или злиться на подростка, если он сорвался и нагрубил вам. Лучшая тактика – отойти в сторону, отстраниться на несколько минут. Ваше молчание скорее поможет ему осознать свою ошибку.

К сожалению, не существует универсальной модели поведения и диалога при общении с подростками, поэтому важно аккуратно действовать, исходя из конкретной ситуации. Главное помнить, что пока вы живы и здоровы – все остальное поправимо, и нет ничего важнее, чем ваша любовь друг к другу.

 

 

свернуть

Воспитание с любовью: как избежать психического (эмоционального) насилия над детьми

Информационный материал для родителей
развернуть

Воспитание без насилия - поощрение и наказание

Лекция: «Психологические особенности учащихся IV классов»

В 10-11 лет заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. Последние можно сравнить с фундаментом дома. Поэтому можно сказать, что заканчивается строительство фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых будет продолжено развитие в подростковом возрасте.
развернуть

Однако следует иметь в виду, что развитие детей осуществляется неравномерно вследствие особенностей темперамента, типа нервной системы, здоровья, семейной ситуации и специфики семейного воспитания. Поэтому можно говорить о том, что у одного и того же ребенка какое-либо новообразование уже сформировалось, а какое-то находится в стадии формирования, и здесь ребенку необходимо помочь.

Прежде всего, нужно отметить формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Следующее важнейшее новообразование — познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Дальнейшее развитие получает и личностная рефлексия. Ребенок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен осознать противоречия между его реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу», соответственно понять некоторые аспекты внутреннего источника своей активности. Осознанными становятся права и обязанности ребенка. При этом необходимо, чтобы он перестал делать акцент только на своих правах («Я так хочу»), что свидетельствует о некоторой социальной незрелости, а принял необходимость выполнения социальных обязанностей. Становится устойчивой самооценка ребенка. Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки. Важно помнить, что в этот период в образ «Я» включается чувство «умелости, компетентности», то есть осознание собственной возможности делать порученное дело хорошо. В противном случае возможно формирование чувства глубокой неполноценности.

Большую зрелость приобретает общение. Если говорить об общении со взрослыми, то нужно иметь в виду, что в это время должна произойти дифференциация значимых фигур как обычных людей. Началом процесса дифференциации является стремление ребенка заметить и обсудить достоинства и недостатки педагога, окончанием — умение сравнивать своего педагога с другими педагогами и родителями.
Сверстники становятся более значимыми. Их мнение часто превалирует над мнением значимых взрослых. Развивается сотрудничество и, как его предпосылка, социальный интерес, то есть способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие. Активизируется межполовое общение. Дети одного пола могут рассматриваться как соперники. Внимание детей противоположного пола может привлекаться различными способами: подарками, ссорами, поддразниванием, толчками. Происходит первичное осознание ценностных ориентаций. Дети усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение. Начинают активно развиваться нормативные социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения (страх сделать что-то не так, опоздать и пр.), появляется опасность перерождения нормальных страхов в невротические.
Это период «завершения детства — перехода ко взрослости», что может выражаться в повышении эмоционального реагирования на трудности, в появлении чувства одиночества, ощущения собственной ненужности. Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.
К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период. Одни дети начинают выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другие, наоборот, с легких. Одни лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), другие предпочитают словесное объяснение и т.д. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д. Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно. Какие же общие умения важны для успешного обучения?
Среди них можно выделить следующие умения: слушать учителя; выделять главную мысль сообщения; связно пересказывать содержание текста; отвечать на вопросы к тексту; ставить вопросы к тексту; делать содержательные выводы на основе полученной информации; письменно выражать свою мысль; привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.); адекватно оценивать результаты собственной работы.
Большинство этих умений опирается на мыслительные способности: умение сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и выводы.
Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастает количество новой информации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся.
Для того чтобы понять, в какой степени четвероклассники владеют некоторыми из основных приемов учебной работы, можно понаблюдать, например, за тем, как ребенок готовится к пересказу заданного на дом параграфа по природоведению. Читает ли он весь текст несколько раз подряд, пытаясь запомнить все сразу? Читает ли всего один раз и, не пересказывая, уверен, что все хорошо знает? Фиксирует ли внимание на содержании отдельных абзацев, не устанавливая затем связи между ними? Отвечает ли на вопросы к тексту?

Детей необходимо учить работать с учебным текстом: учить выделять главную мысль; составлять план текста; запоминать содержание текста и пересказывать его с опорой на план и т.д. Навык связного пересказа удобно развивать не только на учебном материале: можно попросить ребенка рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня и пр.
К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше. Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности и т.д. А если у ребенка никаких особенных предпочтений и интересов не обнаруживается? Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и, на первый взгляд, одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддерживать.
Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.

свернуть

Консультация «Агрессивное поведение. Как помочь ребенку»

Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Тема нашей новой встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления нами с вами и детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень часто выражается у младших детей, (я хочу забрать игрушку, предмет и т. д.). У старших, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Очень часто агрессию, её проявления путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это равнозначные качества? Что вас больше обрадует в вашем ребёнке? Настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, так как не допускает оскорбления, издевательства. Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т. д.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретирую его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и средствах массовой информации.

Так же как и учителю, педагогический такт нужен любому отцу, каждой матери, ибо он предполагает умение осторожно коснуться душевного состояния человека.

Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация.

Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления.

По отношению к детям педагогический такт должен быть более тонким, так как по силе эмоций, по тревожности впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений, как говорил А. С. Макаренко, детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых.

В чём же он проявляется?

1. В умении говорить с ребёнком так, чтобы наше (взрослых) слово его не ранило, не оскорбило, не обижало. К несчастью, с грубым, нечутким отношением взрослых к детям мы сталкиваемся в очень многих семьях.

“Грубое слово – отрицательный раздражитель. Оно сказывается на нервной системе человека и через неё отрицательно влияет почти на все органы и ткани. При этом в первую очередь страдают сердце и сосуды. Вот почему на неприятный разговор организм человека нередко реагирует резкими спазмами сосудов сердца и мозга. И, заметьте, раздражитель может действовать несколько минут, а реакция на него продолжается многие часы, даже дни!” - пишет профессор Ф. Г. Углов.

Почему же родители, очень оберегая детей от инфекционных, простудных заболеваний, так жестоко относятся к состоянию их нервной системы?

Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и, где она стала нормой его жизни.

Пожалуй, чаще всего дело не только в том, что взрослые не осознают вреда, который их грубость наносит здоровью и воспитанию характера детей, но и в том, что у них не хватает выдержки, а потому бестактное, оскорбительное слово становится безобразной привычной манерой учить детей уму-разуму. Грубые слова и бесконечные окрики плохо воспитывают. Задевая самолюбие, унижая человеческое достоинство, они только усложняют отношения взрослых и детей в семье, вызывают ответную реакцию – грубость, внутреннее сопротивление требованиям старших, а значит, новые конфликты, которые ещё больше расшатывают нервную систему и детей, и взрослых, омрачают жизнь тех и других.

Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения не формирует у детей нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности – расположение и неприятие.

Преодолению агрессивности ребёнка помогает расположение, использующее в своём арсенале умение слушать, тёплому общению, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка.

И можно по этому поводу задать вопрос: почему дети становятся “нервными”, у каких детей чаще развиваются неврологические расстройства, что способствует этому?

Нарушение нервно-психической сферы могут развиться у детей по самым разным причинам, однако невроз – это всегда следствие психической травмы, вызванной испугом, страхом, психотравмирующими ситуациями, возникающими в результате нарушения межличностных отношений (ссоры, разводы, алкоголизм родителей, болезни, смерть близких, жестокое, несправедливое обращение с детьми).

Эти психические травмы могут быть острыми, вызывающими сильное эмоциональное потрясение, испуг, или хроническими, действующими в течение длительного времени.

Однако, для того, чтобы все перечисленные психотравмирующие факторы привели к невротическим расстройствам, необходимы ещё и определённые условия.

Для одних детей, когда они сталкиваются с подобными ситуациями, это проходит без последствий, а для других – нет. Всё решает не столько сам факт психической травмы, сколько то, как воспринимает её ребёнок. Как правило, возникновению невроза способствуют особенности личности ребёнка, создающие определённую предрасположенность к невротическому реагированию. Чаще дают срывы дети очень впечатлительные, тревожные, неуверенные в себе, ослабленные, много болеющие.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной ранимостью из-за происходящих в нём кризисов 7 и 11 лет.
В процессе воспитания ребёнка очень важно то чувство, которое испытывают родители к своим детям и каждый ребёнок по отношению к матери и отцу. Это две стороны одной медали. Способы наказания, если о них вообще стоит говорить, весьма несущественные детали. Главное это любовь мамы и папы к своему ребёнку, их преданность ему, желание ему только добра и счастья.

И чтобы дать ответ на любой вопрос, связанный с воспитанием, надо во всех деталях изучить жизнь каждой семьи, подышать её воздухом.

Однако можно дать некоторые советы, которые будут полезны каждой семье, где хотят покончить с оскорбительными криками, бранью.

Попробуйте какое-то время не говорить с ребёнком сразу же после проступка.

Например, ваша дочь (сын) не выполнили вовремя работу по дому, получили отрицательную оценку и т. д.

Разговор начнётся в возбуждённом тоне, нервном состоянии и обязательно будет сказано много резких, обидных слов.

Поэтому и переживания ребёнка сосредоточатся не на своей вине, а наоборот на обиде за эти оскорбления. Сгоряча нужный воспитательный разговор не получится.

Но если вы холодным и строгим тоном скажете ребёнку: “Завтра утром всё расскажешь”, воспитательный эффект будет совсем другой.

Ожидание разговора взволнует ребёнка, заставит задуматься над своим поступком. И у родителей за ночь пройдёт первая вспышка гнева и утром разговор примет уже совсем другой, действительно воспитывающий тон и характер.
Умейте выбрать место и время для серьёзного разговора. Так, не оставляют в душе нужного следа разговоры на ходу, у порога.

А также замечания детям в присутствии их товарищей никогда не оказывают желанного педагогического воздействия.
И вообще всегда ли за проступок нужно бранить, делать резкие замечания? Ведь способы выражения недовольства могут быть разнообразными, и дети лучше воспринимают те из них, где взрослые проявляют больше такта. Бестактное, неделикатное поведение родителей, в чём бы оно не проявлялось никогда не вызовет у детей стремления стать лучше, что-то сделать хорошо.

Обидные насмешки, прозвища, пощёчины, шлепки, бесконечные запреты, стремление вопреки справедливости настоять на каком-то своём требовании, необдуманном, сказанном сгоряча, необоснованные подозрения – всё это только ожесточает детей. Подрастая, они чаще всего начинают платить родителям той же монетой.

 

свернуть

Как делать уроки с младшим школьником?

Главное — найдите способ заинтересовать ребёнка учёбой, превратите выполнение домашнего задания в увлекательное занятие, а не в ненавистную повинность (это могут быть игра-соревнование, придуманная вами вместе с ребёнком, игра-путешествие, моральное или материальное стимулирование).

Важно правильно организовать приготовление уроков: составьте с ребёнком распорядок дня и активно поощряйте за его выполнение; объясните ему, что от того, насколько он быстро и хорошо сделает уроки, зависит, сколько времени ему останется для игр и интересных занятий.

  • Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребёнок отдохнул, погулял и только после этого начал готовить уроки;
    • Желательно, чтобы школьник садился за уроки в одно и то же время;
    • Во время выполнения домашнего задания ребёнок не должен отвлекаться: выключите телевизор, компьютер, уберите игрушки со стола;
    • Оговорите с ребёнком время, за которое он должен выполнить домашнее задание (поставьте перед ним часы). Такой приём поможет научить школьника ценить своё время, не отвлекаться;
    • Подскажите ребёнку, что выполнять домашнее задание следует по принципу от простого к сложному, от устного задания к письменному (например, по русскому языку сначала надо выучить правило, а потом сделать письменное упражнение);
    • Через каждые 15-25 минут (в зависимости от возраста школьника) делайте небольшой перерыв, во время которого ребёнок может выполнить несколько физических упражнений для снятия усталости мышц спины, глаз;
    • Не устраивайте сцен, если ребёнок ошибся или грязно написал в тетради. Школьник не должен связывать выполнение уроков с неприятными эмоциями. Напротив, чаще хвалите ребёнка за удачно выполненное задание. Терпение, доброжелательный тон - важное условие успешной помощи маленькому ученику;
    • Постепенно приучайте ребёнка к самостоятельности. Не сидите рядом с ним постоянно. Не спешите давать ему готовый ответ. Лучше подскажите, где искать этот ответ;
    • Приучайте ребёнка к самоконтролю. Если заметили ошибку в тетради, не торопитесь показывать, где она, тем более не исправляйте. Пусть школьник попробует найти ошибку сам; вы только подскажите, на какой строчке она находится;
    • Хорошо подумайте, целесообразно ли нагружать ребёнка дополнительными заданиями, заставлять его выполнять домашние уроки сначала в черновике, а потом переписывать в тетрадь. Ребёнок переутомляется, нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учёбе, которая становится для него скучным и тяжким трудом. Соблюдайте чувство меры!
    • Проявляйте искренний интерес не только к отметкам, но и к тому, что ребёнку особенно нравится в школе, какие предметы он любит, а какие нет, какие у него одноклассники, с кем он дружит.

Если вы научите ребёнка хорошо и быстро выполнять домашнее задание самостоятельно, то, во-первых, он будет так же успешно работать на уроке, во- вторых, вы снимете с себя груз проблем, связанных с приготовлением уроков в средней школе!

свернуть
<< 1234» >>

поделиться в: